Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Объясняем странности «Ночи» Антониони

Как Антониони подсвечивает философские вопросы с помощью темпоритма и стилистики кадра? Разбираемся, почему в культовом фильме 1961 года больше визуального подтекста, чем мы думали.
Время чтения: 2 минуты.

Контекст и сюжет

Созданный в период, когда Антониони находился на вершине своего творчества, фильм «Ночь» продолжает традиции предыдущих работ режиссера. Это центральная часть так называемой «трилогии отчуждения», в которую входят еще два фильма: «Приключение» и «Затмение». Их объединяет тонкий психологизм и визуальный стиль — черно-белые полупустые кадры, фиксирующие актерскую игру популярных в 1960-х Мастроянни, Делона, Моро и других.
Во всех трех картинах режиссер исследует сложные эмоции и внутренний мир персонажей. В «Ночи» показаны сутки из жизни одной пары, писателя Джованни и его жены Лидии. Все события происходят в Милане.
«Ночь» (1961), реж. М. Антониони

Визуальный стиль

«Ночь» известна своими завораживающими кадрами, которые создают особую атмосферу. Антониони внимательно подбирал каждую деталь, от локаций до внутрикадровой композиции, чтобы передать эмоциональный подтекст сцен. Некоторые кадры практически кричат о пустоте, одиночестве и недосказанности. Пример подобного ниже: с одной стороны — природа, с другой — глухая кирпичная стена. Это решение сочетается расположением в кадре персонажей, дополняет разворачивающийся сюжетный конфликт.
«Ночь» (1961), реж. М. Антониони
Отражения в стеклах и зеркалах, метафорические барьеры между людьми, а также игра со светлыми и темными участками кадра — каждый элемент вносит свой вклад формирование образов героев фильма и окружающего их города.
Антониони активно пользуется приёмом temps morts: актеры покидают кадр, но камера не спешит за ними, фокусируясь на фоне и разных предметах в течении нескольких дополнительных секунд. Так режиссер замедляет темпоритм всего фильма, нарочно затягивая повествование и превращая его в визуальное полотно. Теодор Адорно, философ, много писавший об искусстве, говорил, что Антониони удается «замораживать отдельные моменты повествования, заставляя мимесис разлетаться на миллион осколков».
Правда ли, что у каждого актера есть свои фишки? Можно ли преодолеть сложившийся образ секс-символа? Получите готовые ответы от эксперта в видео-саммари «Загадка таланта: разбор главных актеров мира». Не забывайте о бесплатном доступе ко всем саммари по промокоду BLOG30 на целый месяц — введите его при регистрации в поле «Ввести промокод».

Глубина человеческих отношений

Фильм Антониони — это не только эстетичная и приятная глазу картинка, но и правдоподобный анализ отношений внутри одной семьи. Джованни и Лидия — богатые и довольно известные люди (его книги популярны среди миланской публики), которые, несмотря на внешнюю красоту и успех, переживают кризис. За всеми их передвижениями — поездкой в больницу к умирающему другу, путешествием по городу в поисках прошлого, походом в клуб и на вечеринку знакомого — сквозит попытка обрести землю под ногами. А еще — экзистенциальный ужас, характерный для интеллектуальных текстов и фильмов той эпохи.
«Ночь» (1961), реж. М. Антониони
Каждое взаимодействие героев показывает, что не все в порядке: им сложно говорить друг с другом. Они хотят открыться и почувствовать близость, которая присутствовала в отношениях раньше, но не могут. Недаром в сцене в клубе делается акцент на другой паре, которая танцует в унисон и не обращает никакого внимания на внешний мир — Джованни и Лидии это единение недоступно. В финале Лидия пытается сломать стену между ними, но Джованни остается эмоционально недоступным: он так часто пользовался словами при создании книг, что забыл, как перестать складывать их в узоры и говорить о проблемах прямо.
Тарковский смотрел фильмы Антониони и вдохновлялся некоторыми визуальными приемами — это видно по нарочито замедленным кадрам и работе с композицией. Рассказываем про самый непонятный его фильм:
Как понимать «Зеркало» Тарковского?
КИНЕМАТОГРАФ