Как Антониони подсвечивает философские вопросы с помощью темпоритма и стилистики кадра? Разбираемся, почему в культовом фильме 1961 года больше визуального подтекста, чем мы думали.
Время чтения: 2 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Приложение для саморазвития. Скачать
Контекст и сюжет
Созданный в период, когда Антониони находился на вершине своего творчества, фильм «Ночь» продолжает традиции предыдущих работ режиссера. Это центральная часть так называемой «трилогии отчуждения», в которую входят еще два фильма: «Приключение» и «Затмение». Их объединяет тонкий психологизм и визуальный стиль — черно-белые полупустые кадры, фиксирующие актерскую игру популярных в 1960-х Мастроянни, Делона, Моро и других.
Во всех трех картинах режиссер исследует сложные эмоции и внутренний мир персонажей. В «Ночи» показаны сутки из жизни одной пары, писателя Джованни и его жены Лидии. Все события происходят в Милане.
Визуальный стиль
«Ночь» известна своими завораживающими кадрами, которые создают особую атмосферу. Антониони внимательно подбирал каждую деталь, от локаций до внутрикадровой композиции, чтобы передать эмоциональный подтекст сцен. Некоторые кадры практически кричат о пустоте, одиночестве и недосказанности. Пример подобного ниже: с одной стороны — природа, с другой — глухая кирпичная стена. Это решение сочетается расположением в кадре персонажей, дополняет разворачивающийся сюжетный конфликт.
Отражения в стеклах и зеркалах, метафорические барьеры между людьми, а также игра со светлыми и темными участками кадра — каждый элемент вносит свой вклад формирование образов героев фильма и окружающего их города.
Антониони активно пользуется приёмом temps morts: актеры покидают кадр, но камера не спешит за ними, фокусируясь на фоне и разных предметах в течении нескольких дополнительных секунд. Так режиссер замедляет темпоритм всего фильма, нарочно затягивая повествование и превращая его в визуальное полотно. Теодор Адорно, философ, много писавший об искусстве, говорил, что Антониони удается «замораживать отдельные моменты повествования, заставляя мимесис разлетаться на миллион осколков».
Глубина человеческих отношений
Фильм Антониони — это не только эстетичная и приятная глазу картинка, но и правдоподобный анализ отношений внутри одной семьи. Джованни и Лидия — богатые и довольно известные люди (его книги популярны среди миланской публики), которые, несмотря на внешнюю красоту и успех, переживают кризис. За всеми их передвижениями — поездкой в больницу к умирающему другу, путешествием по городу в поисках прошлого, походом в клуб и на вечеринку знакомого — сквозит попытка обрести землю под ногами. А еще — экзистенциальный ужас, характерный для интеллектуальных текстов и фильмов той эпохи.
Каждое взаимодействие героев показывает, что не все в порядке: им сложно говорить друг с другом. Они хотят открыться и почувствовать близость, которая присутствовала в отношениях раньше, но не могут. Недаром в сцене в клубе делается акцент на другой паре, которая танцует в унисон и не обращает никакого внимания на внешний мир — Джованни и Лидии это единение недоступно. В финале Лидия пытается сломать стену между ними, но Джованни остается эмоционально недоступным: он так часто пользовался словами при создании книг, что забыл, как перестать складывать их в узоры и говорить о проблемах прямо.
Тарковский смотрел фильмы Антониони и вдохновлялся некоторыми визуальными приемами — это видно по нарочито замедленным кадрам и работе с композицией. Рассказываем про самый непонятный его фильм:
Как понимать «Зеркало» Тарковского?