Любимый режиссер Иньярриту, Звягинцева и фон Триера, которого цитируют все эстеты от мира кино. Разбираемся, как работает «Зеркало» — самый сложный и эмоциональный его фильм.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Сквозь время
«Зеркало» — не просто кинолента, это настоящее путешествие в глубины души главного героя. Фильм постоянно перемещает нас из прошлого в гипотетическое настоящее — так Тарковский показывает, как легко воспоминания и реальность переплетаются в единое полотно. Мысли — это кусочки пазла, который «Зеркало» пытается собрать.
Режиссер говорит о том, что само время состоит из нашего опыта. Тарковский хочет, чтобы мы задумались: как именно мы воспринимаем время? Почему мы постоянно подвержены чувству ностальгии по безвозвратно ушедшим моментам детства? Тарковский говорил: «В “Зеркале” мне хотелось рассказать не о себе, а о своих чувствах, связанных с близкими людьми, о моих взаимоотношениях с ними, о вечной жалости к ним и невосполнимом чувстве долга». Время бежит быстро, словно река, и мы не можем его остановить, но мы можем погрузиться в эту воду и отдаться течению.
Чувства и акценты
Главный акцент фильма — на эмоциях и внутреннем мире героев. При этом эмоции рассказчика, Алексея, показаны опосредованно: он комментирует отдельные моменты, но его фразы дают только общий контекст происходящего. Всю остальную информацию зритель получает, наблюдая за поступками людей, отмечая расставленные с помощью затянутых кадров акценты, анализируя переходящие из историю в историю символы.
Тарковский умело использует цвета, музыку и звуки, чтобы передать настроение. Весь фильм состоит из дорог и развилок, и перенос в мир слуховых и зрительных мотивов — один из способов понять его.
Тарковский не скупится на символы и отсылки. Например, для яркого и узнаваемого визуального образа он берет картину Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» и создает похожий пейзаж в рамках фильма.
Философия и интерпретации
«Зеркало» — отражение жизни режиссера, его автобиографичность доказана исследователями и подтверждена самим Тарковским и его родственниками. Но кроме попытки пролить свет на внутренние переживания относительно детства, семьи и отношений с близкими фильм становится вместилищем философских мыслей и идей о судьбах и взаимоотношениях людей.
Зеркало как таковое отражает не только внешний вид, но и то, как человек видит и осознает себя. Так же работает и вода — она символизирует память, потому что она течет и меняется, а отражение на ее поверхности, хоть и покрывается рябью, все равно остается стабильным. Если совместить два образа, то получится фильм Тарковского: герой-рассказчик на смертном одре изливает душу, но его воспаленное сознание смешивает образы-воспоминания (недаром мать и жену Алексея сыграла одна актриса) друг с другом. Сюда же примешиваются воспоминания и эмоции, связанные с отцом: он ушел из семьи, Тарковского. Но режиссер возвращает его через зачитываемые за кадром стихи.
Концовка напоминает о цикличности бытия. Рассказчик одновременно при смерти и еще не родился. Некоторые видят в картине рассказ о детстве, другие — притчу о поиске смысла жизни. Это открытая книга, на страницах которой каждый зритель может найти свою истину.