Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Всё идёт по плану»: философия песен Летова

Егор Летов — икона российского панк-рока. Его песни пели миллионы, но свою популярную группу «Гражданская оборона» он в итоге распустил. О чём говорил Летов в своих песнях, разбираем в статье.

Время чтения: 4 минуты.

Смерть и правда

Егор Летов был крайне болезненным ребёнком, причем точный диагноз ему так и не поставили. По словам его брата Сергея, музыкант пережил 12 клинических смертей в детстве. В 1990-м, после распада «Гражданской обороны», Летов отправился на Урал, после чего у него месяц держалась температура. По словам музыканта, он не мог спать, совсем ослаб, но написал альбом «Прыг-скок». В песне «Про дурачка» Летов поёт следующее:
«Ходит дурачок по небу
Ищет дурачок мертвее себя
Ходит дурачок по миру
Ищет дурачок живее себя».
Творчество Летова всячески переосмысляет смерть. Для музыканта, знакомого с этим состоянием, смерть — единственное правдивое, что есть в человеке. Летов всегда искал пространство вне реального, в котором и вдохновлялся на написание новых стихов. В песне «Иваново детство» эта мысль становится ультимативным девизом: «Просто лишь когда человече мрёт / Лишь тогда он не врёт».

Культура — это тюрьма

Летов постоянно отрицал, что занимается искусством в каком бы то ни было смысле этого слова. Вот, что он говорил о своем деле: «Рок, по сути, не музыка и не искусство, а некоторое религиозное действо по типу шаманизма — которое существует, дабы утвердить определенную установку. Человек, занимающийся роком, постигает жизнь, но не через утверждение, а через разрушение, через смерть».

А что о роке думали другие представители жанра и соотечественники Летова? И какую философию они несли в массы? Получите готовый ответ в саммари «Русский рок: история, кумиры, ностальгия», чтобы лучше понимать песни, которые вы и так наверняка слушаете. Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
И снова смерть — ключ к пониманию и к правде. Но почему Летов так строго отделял себя от остальной человеческой культуры? Он пел: «Мне стыдно быть хорошим / Стыдно быть хорошим / Человек человеку — волк». Всё, что связано с «цивилизацией», человеческим, Летову было чуждо и даже противно. Выходя за рамки социальных установок и общества в целом, человек может найти что-то истинное. При этом, конечно же, разрушив себя.

К пониманию через отрицание

Творчество Летова ассоциируется с мрачностью, разрушением и ненавистью. Он и сам этого не отрицал: «Ни одной песни от доброты не сочинял, вообще ни одной». Его состояние поэта, в котором он может по-настоящему творить — это состояние ненависти. Но об этом ли его песни?
Многие скажут, что да. Опять-таки, песня «Ненависть», тяготение к смерти, презрение к людям. Но Летов с этим не согласен: «Я вот совершенно трезво и искренне сейчас говорю — все мои песни (или почти все) — именно о ЛЮБВИ, СВЕТЕ И РАДОСТИ. То есть о том, КАКОВО — когда этого нет! Или КАКОВО это — когда оно в тебе рождается, или, что вернее, когда умирает. Когда ты один на один со всей дрянью, которая в тебе гниёт и которая тебя снаружи затопляет. Когда ты — не тот, каким ДОЛЖОН быть!»
Любовь и свет — то, к чему можно прийти через ненависть и тьму. И именно эту возможность Летов и давал своим слушателям: пройти инициацию мерзостью, выплеснуть всю ненависть, чтобы прийти к чему-то светлому.

О культовой эпохе в российском медиапространстве читайте в статье «Как появился баттл-рэп и почему он был настолько популярен в России?»
МУЗЫКА