Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появился баттл-рэп и почему он был настолько популярен в России?

Черный юмор, комплименты чужой маме, оскорбления и многоуровневые рифмы — всё это баттл-рэп. Если вы сейчас тоже ностальгически вздохнули, то предлагаем вспомнить наши школьно-студенческие годы и окончательно разобраться в этом феномене.

Время чтения: 4 минуты.

Баттл, биф, дисс — это что?

Это составляющие хип-хопа, максимально отражающие главный мотив этой культуры — противопоставление себя другим. Собственно, биф — это и есть вражда между двумя исполнителями, внутри которой могут быть и диссы, и баттлы, но необязательно. Неприязнь может ограничиться едкими комментариями в сторону другу друга в соцсетях и медиа, а может и привести к насилию — как во время рэперских перестрелок в прошлом веке.
Дисс — это обличающий трек, написанный в отношении другого исполнителя. Как правило, дисс содержит в себе оскорбления и нацелен на унижение соперника. Вторая сторона имеет право записать ответный дисс, и продолжаться это может до бесконечности.
И, наконец, баттл — состязание в мастерстве написания и читки рэпа. Баттлы могут проводиться онлайн (участники записывают треки на заданную тему и могут пройти на следующий этап), офлайн (баттлеры встречаются в реальности и читают свои парты), под бит или акапельно. Есть и фристайл-баттлы — МС выступают без заготовленного текста и импровизируют (как в фильме «8 миля» с Эминемом).

Откуда это у нас?

Нетрудно догадаться, что родина не только баттл-рэпа, но и всего хип-хопа — США. Первый баттл прошел в 1982 году в Нью-Йорке, в 90-е в Америке стали набирать популярность фристайл-баттлы. Баттлы транслировались по телевидению, а в нулевые начали появляться первые официальные турниры.
В России баттлы родились не на улицах, а в интернете. Все началось с тематического форума Hip-Hop.ru, где в 2001 году состоялся первый в России баттл. Баттл был в онлайн-формате, участвовал только 21 человек. Уже в 2011-м году более 9 тысяч МС захотели принять участие в баттле. Именно на Hip-Hop.ru в нулевые коротали часы многие известные сейчас рэперы: Noize MC*, Oxxxymiron* (признаны иноагентами), Слава КПСС и др.

Русский хип-хоп вне баттлов — какой он? Получите полное погружение в развитие жанра в России в саммари «История русского рэпа: от Децла до Инстасамки» Не забудьте ввести промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем нашим саммари на месяц.
Первой независимой площадкой стало SLOVO в Краснодаре в 2012-м. Позже у площадки начали появляться филиалы и в других городах, а в 2015-м питерский филиал отделился и был переименован в #SLOVOSPB. В 2013 г. появился Versus Battle, ролики на канале которого и собирали десятки миллионов просмотров.

Почему баттлы так взлетели в России?

В десятые баттлы в России уже стали намного популярнее, чем на своей исторической родине. Самые смешные и стремные цитаты из партов МС растаскивали на мемы, а самые популярные баттлы на Versus собрали более 50 миллионов просмотров (и, судя по комментариям, многие ежегодно их пересматривают). Почему так?
  • Медийность МС. Это пункт, относящийся в большей степени к Versus, ведь именно эта площадка приглашала достаточно известных исполнителей. На площадке выясняли отношения и популярные тогда блогеры (Хованский, Ларин, Джарахов), вместе с которыми приходила и их фанбаза.
  • Качество. С просмотрами пришли и рекламодатели, деньги которых позволили делать более качественные видео и даже платить участникам гонорары.
  • Разнообразие. В мире русскоязычного баттл-рэпа, наверное, каждый (от эстета до футбольного фаната) может найти МС по душе. Многообразие площадок и шоу подсветило множество рэперов со всего постсоветского пространства.
  • Guilty pleasure и определенная запретность. Не просто грубые, но и откровенно мерзкие шутки, обилие мата, стеб над общественной моралью — всего этого достаточно в баттл-рэпе, а сам феномен определяют как «культуру противостояния и ненависти». Иными словами, баттл-рэп отражает то, что уже неприемлемо в обычной жизни, и чего порой так не хватает в медийном пространстве.

Читайте о группе «Кино» в нашей статье:
«Перемен требуют наши сердца»: философия группы «Кино»
МУЗЫКА