Искусство и психология

Гауди – «стилистический динозавр»?

Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 4 минуты

Автор: Нэлли Кундрюкова

Гауди – «стилистический динозавр»?

Так современники называли архитектора, чьими творениями сейчас мы привыкли восторгаться. Как вам такое? Заслужил ли Гауди таких изречений в свой адрес, на ваш взгляд?

Давайте разбираться, откуда взялись такие оценки.

В то время, когда Гауди был жив и активно строил, особенно в период после 1910 г. (погиб он в 1926 г.), его популярность постепенно шла на спад. В Европе модерн к этому времени уже дошел до пика и начал постепенно модифицироваться в тот стиль, который сейчас мы называем модернизмом. А это уход от декора, цвета, предпочтение строгой геометрии и минимализма – словом, все то, что является противоположностью стилю Гауди.

Также архитектура Гауди является примером каталонского модерна, который отличается любовью к цвету и обильным украшениям фасадов. В Испании существовала своеобразная архитектурная традиция, которая является синтезом европейских стилей (готики, например) и восточных, мавританских. Отсюда и многоцветие, и использование плитки, которые мы видим у этого мастера (рис.1). 

То есть творения Гауди для современников были во многом местным, можно даже сказать местечковым явлением.

image
рис.1

Еще в его архитектуре сильно выражено личностное начало, хотя архитектуре как виду искусства это в принципе чуждо. Для него Саграда Фамилия (рис.2) – высшее выражение его собственной веры и величия его страны (именно Каталонии, не Испании). Поэтому он так фанатично подошел к строительству этого собора. В 1914 г. он даже отказался от ведения каких-либо других проектов.

Но нужно помнить, что в это время Европу сотрясает Первая мировая война, которая привела к духовному кризису европейской культуры. И ревностная вера каталонского архитектора кажется современникам странной причудой, чуть ли не сумасшествием. 

Какая уж тут может быть вера, когда на полях гибли сотни тысяч солдат?


image
рис.2

image
рис.3

Тем не менее со временем отношение к его наследию меняется. И известный архитектор Луис Салливан говорит о соборе: «Величайший пример творчества в архитектуре! Это дух, воплощенный в камне!» Также актуальными оказываются природные, криволинейные формы архитектуры Гауди, к которым обращаются архитекторы во 2-й половине XX века, подустав от однотипности модернизма (рис.3). И теперь, после переоценки его творчества, негативные слова в адрес архитектора кажутся немного странными.

Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!
АРХИТЕКТУРА