Искусство и психология

Не пора ли перестать строить небоскребы?

Мнение "Правого полушария интроверта"
Время чтения - 2 минуты

Автор - Нэлли Кундрюкова


Небоскребы сейчас – одна из самых спорных архитектурных форм, предмет жарких дискуссий, особенно когда речь заходит о строительстве подобных сооружений в историческом городе. Петербург – показательный пример старого города, который недавно обзавелся первой выдающейся высоткой, Лахта-центром.


Башня Газпрома грубо вмешалась в небесную линию Петербурга, нарушив сложившуюся панораму города. Давайте разберемся, откуда взялись небоскребы и нужны ли они сейчас городам вообще.


От технических достижений к символу

Первые высотки начали появляться в Чикаго в 1870-е гг. Местные архитекторы, сформировавшие «Чикагскую школу», начали использовать довольно простую конструкцию: чугунный (затем стальной) каркас, стекло, облицовку камнем. Сейчас это звучит довольно банально, но тогда подобная прагматичность выглядела вызывающей: в консервативной Европе в то время вовсю торжествовала эклектика.


Через 20 лет этот тип зданий подхватил Нью-Йорк. До 1892 г. в городе было запрещено использовать каркасные конструкции для наружных стен, и после отмены запрета в городе начали один за другим появляться гиганты (сначала по 20-30 этажей). Причина такого бума была простой: земля на Манхэттене очень дорогая, и высотное строительство позволяло создать большое количество полезных кв.м на небольших участках земли.

Вскоре эти здания стали новыми символами Нового Света. Их символической функции стало уделяться все больше внимания: они стали обзаводиться эффектными венчаниями, подчеркивая метафору «здания, которые скребут небеса».


В 20-30-е гг. в Нью-Йорке было построено рекордное количество небоскребов. Каждый из них становился новым «собором капитализма», прославляющим экономическую мощь США. Иронично, что многие из них достраивались уже в период Великой депрессии, которая выявила несовершенство экономической системы страны.


Небоскреб как символ

В 50-60-е гг. в США начался новый бум строительства небоскребов. Их нейтральный облик стал универсальным знаком бизнеса. Начали появляться и супернебоскребы. Но тут мы сталкиваемся с проблемой: здание выше 60 этажей не является экономически целесообразным, даже если строится на самой дорогой земле. Более того, использование сплошного остекления влекло за собой проблемы с поддержанием микроклимата и регулированием нагрева от солнечных лучей.


Таким образом, сверхвысокие небоскребы строились только ради того, чтобы быть символами успеха, власти и процветания заказчика. Даже если это было экономически нецелесообразно.


Небоскреб окончательно превратился в символ.

Неудивительно, что вскоре все главные европейские столицы поспешили обзавестись своими высотками: а как иначе рассказать о своем благополучии?


Что сейчас?

В последнее время наблюдается очень интересная тенденция: европейские города все меньше стремятся к новым высотным рекордам, зато большое внимание уделяют новым ценностям, например, экологической устойчивости.


А новыми рекордсменами становятся молодые, бурно развивающиеся экономики: ОАЭ, Китай. Недавно своим престижным деловым центром обзавелась Москва и, конечно, поставила европейский рекорд высоты с башней «Федерация».


Лахта-центр

И здесь мы возвращаемся к Лахта-центру. Этот небоскреб построили в городе, самая яркая характеристика которого – «плоский». Достаточно подняться на колокольню Исаакиевского собора, чтобы охватить его взглядом. Возникает вопрос: зачем городу такая башня (учитывая, что у нас нет дефицита земли, как на Манхэттене)?


Лахта-центр сейчас – самое высокое здание Европы. Но зачем нужно было ставить этот рекорд именно в Петербурге? Напрашивается такой ответ: чтобы продемонстрировать всю мощь Газпрома, сломать стереотипы о Петербурге и показать, что мы можем построить у себя нечто подобное. Если вы откроете рейтинг самых высоких зданий в Европе, то увидите, что все 5 первых позиций заняты именно русскими высотками.


Небоскреб сегодня - это универсальный символ престижа, что во многом похоже на демонстративное потребление люкса в странах, где происходит мощный экономический подъем. Неудивительно, почему многие так любят фотографироваться на их фоне. Вдобавок, небоскребы своей высотой производят колоссальный психологический эффект, который в классической эстетике обозначают словом «возвышенное» – то, что вызывает иррациональный трепет, то, что невозможно охватить взглядом.


Но не пора ли отказаться от этой гонки?

Несмотря на безупречный облик и бесспорно выдающуюся архитектурную форму, башня Газпрома Петербургу не нужна. Конечно, сейчас уже ничего не поделать, кроме как привыкать к ней и искать в ней достоинства. Но на мой взгляд, небоскреб как тип здания сегодня уже выглядит архаично. Это архитектурное воплощение потребительской культуры, на смену которой сейчас приходят совершенно новые ценности.


Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram |VK |Facebook |YouTube
АРХИТЕКТУРА