До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое спекулятивный реализм?

Слизь, плесень, ужас, катастрофы — это всё современные философские понятия! А ввели в оборот их спекулятивные. Рассказываем, что такое спекулятивный реализм, весело и просто!
Время чтения — 15 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое спекулятивный реализм?

Спекулятивный реализм — это сравнительно новое философское течение, возникшее в начале XXI века, отличающееся стремлением переосмыслить традиционные философские подходы, особенно в контексте отношения человечества и реальности.
Основной акцент делается на необходимости выхода за рамки антропоцентрического мышления (где человек во главе). Рассмотрение этой темы помогает глубже понять современные философские дебаты и их влияние на культуру и науку.
Спекулятивный реализм по-новому смотрит на мир и нашу роль в нём. Основная идея заключается в том, что мир не ограничивается тем, что мы можем увидеть, почувствовать или понять.

Основные признаки

Вот некоторые из основных концепций:
Критика корреляционизма. Одна из центральных идей спекулятивного реализма – это критика корреляционизма, философского предположения, что мы можем познавать реальность только в контексте её взаимодействия с человеческим мышлением.
Спекулятивные реалисты утверждают, что такой подход ограничивает наше понимание реальности, делая её зависимой от человеческого сознания и восприятия.
Представьте, что мы всегда считали, что солнце встает потому, что петух кричит на рассвете. Это похоже на мысль, что мы можем понять мир только через наш собственный опыт или мышление. Спекулятивный реализм говорит, что это не так, и что мир существует и функционирует независимо от нашего восприятия.
Объектно-ориентированная онтология (ООО). Грэм Харман, один из основателей спекулятивного реализма, разработал концепцию объектно-ориентированной онтологии. Эта идея утверждает, что все объекты (не только человеческие, но и неодушевлённые, а также абстрактные) обладают своей уникальной «бытийностью» и взаимодействуют друг с другом независимо от человеческого восприятия.
Это как если бы мы сказали, что не только люди или животные важны, но и камни, реки, деревья тоже имеют своё «существование» и «жизнь». Они не просто объекты для нашего использования, но и самостоятельные участники мира.
Новый материализм. Другой важный элемент спекулятивного реализма – это новый материализм, который переосмысливает вещество и материю, выдвигая их на первый план в философских исследованиях. В отличие от традиционного материализма, новый материализм фокусируется на активной роли материи в формировании реальности.
Вещи вокруг нас (как, например, камни, растения или компьютеры) имеют свою важность и «жизнь», даже если они не живые в обычном понимании. Вещи влияют на наш мир так же, как и люди или животные, и что мы должны об этом помнить. Например, изменение климата происходит не только из-за действий людей, но и из-за взаимодействия разных вещей в природе, как вода, воздух и земля.
Постгуманизм. Некоторые аспекты спекулятивного реализма пересекаются с постгуманистическими идеями, которые критикуют антропоцентризм и предлагают новые способы мышления о взаимоотношениях между человеком, технологиями, окружающей средой и нечеловеческими сущностями.
Человек не является самым важным или единственным созданием, которое заслуживает внимания. Это не значит, что люди плохие, а просто что есть много других важных существ и вещей.
Не-антропоцентрический подход. В основе спекулятивного реализма лежит стремление выйти за рамки чисто человеческой перспективы и понять мир в более широком, вселенском масштабе, признавая значимость и автономию нечеловеческих процессов и сущностей.
Это как сказать, что в фильме главный герой не всегда человек. Может быть, главный герой – это планета Земля или даже весь космос. Спекулятивный реализм подчеркивает, что человек не центр всего, а лишь один из многих элементов мира.

Странные понятия

В рамках спекулятивного реализма, понятия такие как «слизь», «плесень», «ужас», «катастрофа» могут приобретать особые, часто неожиданные интерпретации. Это течение философии стремится расширить границы обыденного понимания и освещает эти явления под уникальными углами:
Слизь и плесень. Эти вещи в спекулятивном реализме могут помочь нам понять, что не только люди важны в мире. Слизь и плесень живут по-своему, и их жизнь тоже значима, хоть она и совсем не похожа на человеческую.
Ужас. Это чувство в спекулятивном реализме может означать, что мы сталкиваемся с чем-то, чего не понимаем и не можем объяснить. Это помогает нам осознать, что мир гораздо шире и загадочнее, чем мы можем себе представить.
Катастрофа. В этом контексте катастрофа не просто что-то плохое, а событие, которое заставляет нас по-новому взглянуть на мир. Это как если бы все вдруг изменилось и нам пришлось искать новые пути и решения.
Человек. В спекулятивном реализме люди не считаются самыми важными существами во Вселенной. Здесь говорится о том, что мы - только одна часть большого мира, и многие вещи существуют и без нас, и имеют свою ценность.

Главные лица

Квентин Мейясу: французский философ, чья книга «После конечности» оказала огромное влияние на развитие спекулятивного реализма. Мейясу критикует традиционный философский подход, сосредоточенный на человеческом восприятии и мышлении, и предлагает концепцию «абсолютной случайности», согласно которой реальность не подчиняется никаким фундаментальным законам.
Грэм Харман: американский философ, известный своей теорией объектно-ориентированной онтологии. Он утверждает, что все объекты (не только живые существа, но и неживые вещи) обладают своей уникальной сущностью и способностью взаимодействовать друг с другом. Эта идея расширяет представление о реальности, признавая важность и самостоятельность каждого объекта в мире.
Грэм Харман
Рэй Брассье: философ из Ливана, который изучает отношения между мышлением и реальностью. Он интересуется тем, как научные знания могут помочь нам понять мир, и критикует представления о том, что человеческий разум центральный для понимания вселенной. Брассье акцентирует внимание на роли научного знания и рационального мышления в понимании мира.
Леви Брайант: ещё один философ, внесший значительный вклад в развитие спекулятивного реализма и объектно-ориентированной онтологии. Он исследует, как разные объекты и системы взаимодействуют и влияют друг на друга, подчеркивая, что в этом взаимодействии объекты могут изменяться и развиваться.
Спекулятивный реализм может казаться сколь угодно несерьезным, но он предлагает новый взгляд на отношения человека и мира, выходя за рамки устоявшихся представлений и предположений. Влияние этого течения на различные сферы знания и культуры продолжит оставаться предметом дискуссий и исследований в будущем.
Что ещё почитать о современной философии:
«Славой Жижек — суперзвезда современной философии»
ФИЛОСОФИЯ