Слово «любопытный» характеризует этого философа лучше всего. Широта охвата его эрудиции поражает воображение. Он интересуется психоанализом и кино, социальной философией и переводами, интерпретацией текстов и их написанием. Так кто же он такой, наш современник и почти культовая личность в определённых кругах?
Кто такой Славой Жижек и почему он интересен
Когда просят назвать выдающихся философов, в качестве ответа обычно люди вспоминают Аристотеля, Платона, Иммануила Канта, Фридриха Ницше. Иногда в памяти всплывают Бертран Рассел и Ханна Арендт. Очень редко речь заходит о наших современниках, работающих над важнейшими философскими вопросами прямо сейчас: они популярны только в узкой профессиональной среде. Однако есть несколько любопытных личностей, которые бы стоило вспомнить. Одна из них — Славой Жижек.
Славой Жижек — словенский философ, культуролог, один из основателей Люблянской школы психоанализа, чрезвычайно плодовитый писатель и знатный провокатор, высказывающий свои идеи жёстко, бескомпромиссно. Он родился 21 марта 1949 года в Любляне, столице Народной Республики Словении в составе Социалистической Федеративной Республики Югославия. Его родители были убеждёнными коммунистами и атеистами, что не могло не повлиять на формирование специфического мировоззрения. Ещё в школе Жижек превосходно выучил английский язык, что позволило ему заниматься своим любимым делом — читать книги и смотреть шедевры западного кинематографа. Очень рано он понял, что хочет посвятить жизнь философии, изучению популярной культуры.
Младен Долар, один из сооснователей Люблянской школы психоанализа и близкий друг Жижека, впоследствии говорил, что яркость и харизматичность учёного проявились ещё во время его обучения в университете. Долар даже утверждал, что именно поэтому его другу не разрешили остаться преподавать: он мог оказывать влияние на студентов. Сейчас культуролог продолжает набирать популярность, собирает целые залы на своих лекциях, а чуть ли не каждая его книга становится событием. Опасения профессоров из университета подтвердились.
В 1980-х годах Жижек активно переводит философские тексты, пишет собственные, формулируя свои основные идеи. В 1989 году книга «Возвышенный объект идеологии» приносит ему всемирную известность. Она переводится на множество языков, обеспечивая интерес авторитетных зарубежных философов к новым идеям. Эксцентричное поведение на лекциях и острые политические высказывания формируют его образ как этакой рок-звезды от философии, а The Guardian выражается более неоднозначно, называя его «Сократом на стероидах».
Славой Жижек критикует кино
Как в школе, мыслитель продолжает смотреть кино, активно критикуя его содержание, идеологическую наполненность. В 2006 году выходит документальный фильм «Киногид извращенца», сценаристом и главным действующим лицом которого выступает Жижек. Применяя методы психоанализа, он подробно интерпретирует множество произведений кинематографа: от популярных «Матрицы», «Чужого», «Бойцовского клуба» до менее знакомых массовому зрителю вроде некоторых фильмов 30, 50 и 70-х годов.
Вам не нужно самостоятельно становиться экспертом. Мы расскажем вам, какое кино можно считать хорошим, а какое — плохим. После нашего курса вы будете знать, каких режиссёров упомянуть в разговоре.
В фильме разбирается не только популярное кино, но и малопонятные, наполненные символизмом произведения мастеров артхауса, чтобы объяснить главное: психоанализ возможно применить много к чему. Он поможет выяснить смыслы, извлечь «скелет» произведения, подробно рассмотреть мотивации героев и даже лучше понять самого себя. Одновременно в кино находится и критикуется отражение желаний, воззрений современного общества. Автор с видимым удовольствием выявляет противоречия общества потребления, обличает капитализм, отмечает одновременно циничную, конформистскую позицию современного человека.
Славой Жижек ломает философию
Помимо «Киногида извращенца», Славой Жижек принимал участие в съёмках других документальных фильмов. Фильм-интервью 2015 года «Жижек!» помогает лучше понять личность самого философа, его философские идеи. Громкий, эпатажный, странный, учёный никогда не даёт прямых ответов, а на лекциях начинает перебивать сам себя, тут же замечая противоречия своих суждений, демонстрируя возможность существования принципиально иной позиции. В кухонных шкафах он хранит рубашки, а в спальне — книги. Не переживает о внешнем виде и готов говорить часами. Его взгляды о реальном и иллюзиях формируют базис для нового понимания значения идеологии в жизни человека. Трансформируя идеи классиков немецкой философии, безжалостно препарируя концепции постмодернистов, Жижек заявляет, что современный человек бежит от реальности в фантазии, а затем возвращается в реальность, чтобы спастись от фантазии.
Одна из самых интересных мыслей философа заключается в любопытном парадоксе: поддержать политическую систему можно с помощью… критики! Обличая капитализм, его оппоненты лишь помогают ему держаться на плаву, исключая возможность для принципиального изменения общества. Впитывая идеи критиков, капитализм подстраивается под них, делая вид, что пытается внедрить что-то новое. На деле оказывается, что это просто имитация вроде насильно насаждаемого мультикультурализма.
Бесконечная тягучесть мысли, эксцентричная подача эпатажного словенского философа — причины, по которым его трудно критиковать. Однако дальнейшее развитие философских идей возможно только с помощью глубокого проникновения во все предлагаемые современные теории. Вероятно, мы когда-нибудь увидим нетривиальную, резкую трактовку идей Жижека, ведь сам он никого не щадит.