Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чем «Имя розы» Умберто Эко?

Роман «Имя розы» Умберто Эко быстро получил известность. На момент его публикации писателя уже знали как авторитетного специалиста по философии средних веков и семиотике — науке о знаках. Рассказываем, в чем смысла произведения «Имя розы», и почему его считают постмодернистским романом.

Время чтения: 3 минуты.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон в постмодернистском романе

В основе сюжета романа «Имя розы» — расследования шести таинственных убийств 1327 года в итальянском монастыре. Их расследуют бывший инквизитор, философ и францисканский монах Вильгельм Баскервильский и его ученик Адсон. Их фамилии отсылают читателя к Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону. Кроме того, герой романа «Имя розы» имеет похожие дедуктивные способности. Баскервильский умеет реконструировать события и даже имя исчезнувшего коня. А Адсон искренне удивляется этому. Вильгельм — интеллектуал, он разбирается во многих науках, что помогает ему в расследовании.
«Шерлок», 2010-2017 гг.
Произведение «Имя розы» Умберто Эко имеет жанровую своеобразность. На первый взгляд можно подумать, что это детектив. Но на самом деле это еще и исторический, философский роман. Читатель видит историческую атмосферу эпохи. Кроме того, автор поднимает серьезные философские вопросы.

Постмодернизм на смену модернизму

Умберто Эко называет роман «Имя розы», поскольку образ розы нейтральный, с ним связано огромное количество символов. Произведение относят к постмодернистской литературе. В романе Эко оставляет «Замечания на полях», что свойственно концепции постмодернизма. Для модернизма характерны порванность композиции, отсутствие остросюжетной фабулы. Постмодернизм же разрушает нормы классической поэтики и объединяет традиционное и антитрадиционное. При этом читатели постмодернистского произведения — это не только элитарная группа. Писатель ориентировался на «массового читателя», поэтому добавил детективные и развлекательные элементы. Детектив, по мнению Эко, — это не «криминальная» основа, а сюжет романа, в котором кроется процесс познания истины.

Образы и отсылки

Характерная черта постмодернистского романа, по мнению Умберто Эко, — взаимодействие, игра с традиционными литературными произведениями. Именно поэтому в книге мы встречаем отсылки к Конан Дойлу и Хорхе Борхесу. Писатель вдохновлялся работами Томаса Манна, Джеймса Джойса, Ролана Барта. Интересно, что все события в романе автор подает не прямо, а как перевод рукописи средневекового монаха, которую он якобы нашел. Одним из ключевых образов романа выступает образ библиотеки лабиринта. Он символизирует сложность процесса познания, а также отсылает к произведениям «Сад расходящихся тропок», «Вавилонская библиотека» Хорхе Борхеса. Вильгельм Баскервильский считает, что библиотека должна не сохранять, то есть скрывать книги, а ориентировать с помощью них читателей на поиск истины.
Умберто Эко
Засыпаете на середине книги и не видите смысл в европейских романах? Верните детский восторг от книг с саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». По промокоду BLOG30 вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц, не забывайте вводить его при регистрации в поле «Ввести промокод».
Роман «Игра в классики» Кортасара стал образцом постмодернистской литературы. Рассказываем о нем в статье:
Как читать роман «Игра в классики» Кортасара?
ЛИТЕРАТУРА