Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как читать роман «Игра в классики» Кортасара?

Аргентинца Хулио Кортасара считают интеллектуалом и экспериментатором в литературе. Сначала он был мастером коротких рассказов, но в 1963 году вышел его роман «Игра в классики». Произведение стало образцом постмодернистской литературы. Как читается этот роман? И о чем он? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Сюжет романа

Действие произведения происходит в Париже и Буэнос-Айресе в 1950-е гг. В «Игре в классики» мы видим историю жизни аргентинского переводчика Орасио Оливейры. Он интеллектуал и философ, в романе герой поднимает фундаментальные вопросы. Орасио рассказывает о своих отношениях с Магой, которую считает далекой от интеллектуальных вопросов. Девушка же восхищается эрудированностью героя. Также Орасио повествует о встрече с богемой, которая называет себя Клубом Змей. После исчезновения Маги герой возвращается в Аргентину, там он общается с другом Маноло и его женой Талитой. Маноло ревнует друга к супруге, а Орасио пытается покончить жизнь самоубийством. Однако финал романа остается открытым.

Два способа прочтения

«Игра в классики» считается экспериментальным романом. Хулио Кортасар бросил вызов классической литературе и создал роман-конструктор. Книгу можно прочитать двумя способами, читатель сам выбирает понравившейся вариант. Можно прочитать либо обычным способом, либо по схеме, которую разработал писатель. Во втором варианте необходимо читать, начиная с 73 главы, в особом порядке — в конце каждой главы в скобках указывается номер следующей. Соответственно, читателю нужно перепрыгивать с главы на главу, а 55-я глава вообще исключается. С помощью первого варианта книгу читать проще, так как нам откроется последовательное изложение событий, но все равно в сюжете будут «белые пятна».
А чем постмодернистский роман «Имя розы» Умберто Эко похож на детектив про Шерлока Холмса? И что такое «поток сознания» в постмодернистской литературе? Получите готовое мнение от эксперта в видео-саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Для Кортасара было важно, чтобы читатель был полноценным героем произведения и «играл» с ним. По его мнению, есть два типа читателей: читатель-самка и читатель-сообщник. К первому типу относятся люди, которые хотят прочитать книгу, но не прилагают никаких усилий. Ко второму же типу — люди, которые максимально вовлечены в происходящее. Они пытаются достроить сюжет, найти скрытые смыслы. Например, читателю нужно самому понять, прыгнул Орасио из окна или нет, любил он Магу или нет.

Игры в романе

Кортасар говорил, что писать для него — это, значит, играть. «Игр» в романе много. Например, на лингвистическом уровне это птичий язык глиглико, который придумала Мага, игры с Тревелерами в «кладбище снов». Герои в произведении также играют в игры. Талита играет в классики, а Орасио и Мага — во «встречи», они ищут друг друга по Парижу.
Хулио Кортасар
«Игра в классики» относится и к «магическому реализму». Кортасар добавляет в реальность фантастику. Например, Орасио и Мага действительно находят друг друга в Париже вопреки теории вероятностей. На протяжении романа главный герой как будто ищет выход из лабиринта. В язычестве образ лабиринта связан со смертью и возрождением, а в христианстве — с дорогой к раскаянию. Орасио же ищет центр перерождения.

Творчество Кафки тоже относят к постмодернистской литературе. Рассказываем, как понимать его произведения:
Как понять творчество Кафки?
ЛИТЕРАТУРА