Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Поэзия Фета: природа, глядящая через человеческую душу

Поэт, вдохновивший символистов. Самый музыкальный автор Золотого века поэзии. Рассказываем об Афанасии Фете и особенностях его стихотворений.
Время чтения: 6 минут.

Конец золотого века

Вторая половина XIX века полна сложных взаимоотношений между властью и народом, между авторами и издателями, литераторами и критиками. Фет выделялся среди современников демонстративным отказом от «гражданской» поэзии, свойственной Некрасову, Радищеву, Надсону и другим революционно настроенным авторам. Лирика Фета — о природе, о волнениях души, о любви. Эти темы резко контрастируют с веком реализма и страданий, ассоциирующимся с Достоевским и его тяжёлыми философскими произведениями.
Сам Достоевский писал о Фете в статье «Добролюбов и вопрос об искусстве»: «поэт, злоупотребивший искусством в ту минуту, когда было не до него». Этим можно суммировать нелёгкий литературный путь поэта — он публиковался в турбулентную эпоху, когда люди в большинстве своём думали о революциях, а не о чистое и музыкальности поэзии

Двойственность текстов

Стоит отметить, что поэзия и проза Фета резко отличаются друг от друга. Как поэт он был сторонником идеи «чистого» искусства, которое воспевает впечатление, эстетический идеал. В прозе же он прагматичен и логичен, пишет о жизни, как любой другой реалист его времени.
Поэт сам развёл две грани своего творчества, своей личности:

Я между плачущих Шеншин
И Фет я только средь поющих
Илья Репин. Портрет Афанасия Фета, 1882 год
Фет был сторонником отмены крепостного права, его всегда интересовала крестьянская жизнь, но за это его критиковали как правые, так и левые. Слишком уж противоречиво он высказывался — в один момент говорил, что вольнонаёмный труд должен наконец восторжествовать над былыми порядками, а после начинал тепло вспоминать о дворянстве и крепостных, старом и простом укладе жизни.
Его записки о быте помещика в старых и новых (до и после отмены крепостного права) условиях, очерки об обустройстве деревни и ведении хозяйства вошли в циклы «Из деревни» и «Записки о вольнонаёмном труде». Это хороший источник эпохи, по которому можно судить о взаимоотношения помещиков и крестьян: несмотря на все попытки сблизиться, пропасть между ними огромна, а ежедневные проблемы несоизмеримы.
В поэзии Фета можно выделить два основных периода: ранний, до середины 1860-х, когда его стихи ещё лаконичны, и поздний, когда он пишет и публикует многие ставшими классическими тексты.

Музыкальность стихов

В раннем детстве Фет пытался научиться играть на скрипке, но это ему не далось. Несмотря на неудачу с музыкальным инструментом, он всё равно продолжал любить мелодии, хотя и не был таким наслушанным, как некоторые современники. Многие стихи поэта положены на музыку и исполняются как романсы — эти интерпретации, пения поэзии начались ещё при жизни Фета. Салтыков-Щедрин писал: «Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия».
За музыкальность в его стихах отвечают множественные анафоры и ассонансы, частая кольцевая композиция, множественные повторы, присущая всем его произведениям апелляция к эмоциям и ассоциациям.
Смотрите курс-саммари «Русская поэзия», чтобы познакомиться с разными поэтами, которых не всегда проходят в школе. Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Природа

Природа у Фета похожа на картины импрессионистов: он словно накладывает мазки-впечатления на холст-бумагу. Например, в стихотворении «Вечер», его лирический герой описывет нечто, присутствующее, но не уточнённое:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
Мы не получаем конкретного объяснения, на что же он обращает внимание. Читатели должны сами понять, прочувствовать стихотворение и его полунамёки. И только многочисленные световые и звуковые эффекты стихотворения позволяют на уровне ассоциаций уловить, что речь идёт о дне, перетекающем в вечер.
Клод Моне «Дама в саду Сент-Адресс», 1867 год. Пример импрессионизма
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой
В этом отрывке тоже присутствует ощущение импрессионизма, быстрой зарисовки природы, которая рождает в каждом эмоции.

«Чистое» искусство

Концепция «искусства ради искусства», или «чистого искусства», содержит в себе следующие черты:
  • во-первых, искусство важно само по себе — его не нужно связывать с повседневными вопросами или реакциями на общественные события;
  • во-вторых, оно должно заниматься «вечными» философскими вопросами: природой, человеческими душевными порывами, гармонией между человеком и миром, смыслом бытия;
  • в-третьих, посредством «чистого» искусства необходимо давать читателю соприкоснуться с вечностью, пробуждать в нём давно забытые эмоции и позволять радоваться простым вещам.
В 1887 Фет пишет одно из самых известных своих стихотворений, гимн творчеству и поэзии. В нём он не просто объясняет своё видение поэта как певца, который отдаёт приоритет незримому, только на подсознательном уровне ощутимому искусству запечатления мира.
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Дружинин писал, что поэзия Фета «состоит из ряда картин природы, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей». Действительно, человек у Фета созерцает небесное, призывает к движению наверх, спасительному для души и приближающему её к подлинному счастью. Он частично прикасается к запредельному, если у него есть дар «петь», если он чувствует своеобразную музыку прекрасного.

Наследие

На рубеже XIX-XX веков «чистое искусство» захватило умы молодых поэтов. Среди франуцзов этой теории следовали Бодлер, Рембо и Малларме, в России — плеяда символистов и акмеистов. Они во многом наследовали музыкальности Фета, потому что музыка была важнейшим аспектом их поэтики. Внеземная мелодия, способоная передать тончайшее волнение человеческой души и вызвать множественный ассоциации — к этому шли оба поколения символистов и некоторые отдельные поэту после.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней по промокоду BLOG15. Он действует до 25 июля при регистрации в приложении и на сайте.
Фета часто критиковали современники за несоответствие времени. А о чём спорили Маяковский и Есенин? Узнайте из нашей статьи:
О чём спорили Маяковский и Есенин?
Кто вносит произведения в школьный канон? Почему русскую классику до сих пор читают и активно анализируют? Рассказываем в видео нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА