Журнал «Правого Полушария Интроверта»

О чём спорили Маяковский и Есенин?

Владимир Маяковский и Сергей Есенин — две крупнейшие поэтические фигуры своего времени. Их стихотворения мы узнаём без труда. Правда, знамениты поэты не только своими талантами и художественным стилем. Об их сложных взаимоотношениях есть много воспоминаний и мифов. Но почему они вообще спорили? Разбираем в статье.
Время чтения: 5 минут.

Слово первому поэту революции

Творцы впервые встретились в гостях у Фёдора Сологуба в Петербурге. Есенин пришёл в рубахе и лаптях, что показалось Маяковскому искусственным, наигранным, «бутафорским». Об этом впечатлении он вспоминал в статье «Как делать стихи».
Даже после знакомства ему претил есенинский пафос и поэзия «идеализированной деревенщины». Воспеваемые сельские образы казались Маяковскому такими же надуманными и претенциозными. Есенин же, наоборот, какое-то время обвинял оппонента в недостатке «русскости», в отсутствии Родины. Тот лишь посмеивался, называл соперника «балалаечником» и «коровой в перчатках лаечных», чем очень оскорблял вспыльчивого, чувствительного юношу.
Но раздражала певца революции не столько наивность (по его мнению) коллеги, сколько выбранный им художественный метод. Есенин был имажинистом; главный принцип этого направления заключался в создании новых образов. Для футуриста Маяковского это было искусство ради искусства — бессмысленное, бесполезное, самовлюблённое.

Слово последнему поэту деревни

Есенина же пугало стремление футуристов к новому, их желание отказаться от литературной традиции. Он говорил, что футуристы разрушают саму поэзию.
Он также отмечал, что не понимает, чем именно занимается его соперник, какая у него профессия. То, что создавал его оппонент, не стихи: «От стихов порядок в жизни быть должен, а у Маяковского всё как после землетрясения. Да и углы у всех вещей такие острые, что глазам больно».
Очень расстроило поэта стихотворение «Юбилейное», написанное Маяковским на годовщину А. С. Пушкина. Именно в нём футурист обозвал соперника балалаечником. Но оскорбило его даже не это, а то, что таким образом поэт как бы «представил» его Пушкину, творцу, которого тот очень любил, на которого мечтал быть похожим.
Не был близок ему общественный, революционный настрой литератора — тот писал стихи по «социальному заказу». Есенин же писал их по велению души.

Точно не друзья

Разные подходы к поэзии приводили к бесконечным стычкам между двумя талантами. По воспоминаниям В. Б. Шкловского, Есенин даже рвал книги со стихами Маяковского, называя его «певцом банок Моссельпрома» и этим доказывая, что читает у оппонента всё.
Об их поэтических схватках честно, но субъективно рассказали современники. Например, Н. В. Полетаев о вечере, посвящённом открытию Литературно-художественного института, писал, что поэтов не предупредили о том, кто именно будет на вечере. В итоге оба были вынуждены терпеть друг друга. Из рассказов вышли идеальные (и наполовину вымышленные) сюжеты для экранизаций — к примеру, они использовались в сериале «Есенин». «Мифы» появились почти сразу после смерти литератора. Так, незнакомый с творцами В. Покровский сочинил диалог, которого в принципе никогда не было.
Но достаточно письменных оскорблений оставили сами соперники. Помимо комментариев Маковского в «Юбилейном», были ещё и замечания Есенина в «Железном Миргороде». Также оба автора писали критические статьи и эпиграммы.
Вам не нужно тратить время на чтение всей русской классики — мы сделали это за вас. Смотрите курс, чтобы иметь аргументы в любых спорах о литературе:

И точно не враги

Несмотря на взаимные выпады, поэты ценили таланты друг друга. Стараясь не говорить об этом сопернику, они иногда раскрывались своим современникам. Так, М. Ройзман описывал, как Маяковский расхваливал стихи оппонента редактору «Нового мира». А И. Старцев вспоминал, что Есенин читал ему любимые моменты из военного стиха «Мама и убитый немцами вечер».
Когда Есенин отрёкся от имажинистов, отношения авторов стали ещё более лояльными. Некоторые полагали, что Маяковский даже планировал переманить давнего соперника в «Левый фронт искусств», творческое объединение, лидером которого он был. А его друг Н. Асеев вспоминал, что тот даже переживал за состояние поэта — предлагал знакомым литераторам спасать его от алкогольной зависимости и депрессии.
Но, планировал это Маяковский или нет, осуществить задуманное он не успел. Узнав о смерти коллеги, он в последний раз обратился к нему в стихах, написав честное и пронзительное «Сергею Есенину». Стихотворение полно печали («в горле горе комом»), воспоминаний о таланте заклятого друга («вы такое загибать умели») и сожалений о том, как бессмысленно и глупо тот поступил. В ответ на «В этой жизни умирать не ново. Но и жить, конечно, не новей» Маяковский написал своё «В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней». Так, предостерегая подражателей поэта от самоубийства, спустя несколько лет футурист сам повторил его странную, печальную судьбу.
Сложно найти авторов, что были так же значимы для своего времени, как Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Они повлияли не только на жизнь, но и на творчество друг друга — такие непохожие, вечно спорящие и неизменно уникальные.
20 век — время расцвета и эволюции поэзии, написания великолепной прозы и рассказов. Вокруг некоторых произведений того времени складывались целые легенды. Рассказываем об одной из них в нашем материале:
Кто написал «Тихий Дон» на самом деле?
Подробнее об эмигрантской литературе и её многочисленных, но таких похожих друг на друга сюжетах, узнайте из подкаста нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА