Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Перемен требуют наши сердца»: философия группы «Кино»

Виктор Цой стал голосом поколения. Он пел о переменах и объявлял свой дом «безъядерной зоной», — и мы до сих пор прислушиваемся к этому голосу. Какие темы в творчестве были для Цоя самыми важными? И о чём песни группы «Кино»?

«Песня без слов»


В «Песне без слов» группы «Кино», конечно, есть слова. Но ими не всегда можно выразить то, что хочется сказать. Когда определенные слова запрещены, приходится использовать другие, прибегать к метафорам и аллегориям.

Это отражено в песне «Место для шага вперед»: «У меня есть слово, но в нём нет букв». Её текст состоит из множества «но»: «у меня есть лес, но нет топоров», «у меня есть парус, но ветра нет». Отсюда и заключение: «Все, что мне нужно, — это несколько слов и место для шага вперёд».

Каждый может узнать больше о величайших музыкальных группах. Ловите бесплатную программу курсов для тех, кто живёт музыкой!

Что это значит

Как сказал социолог Зигмунт Бауман, «Свобода — это не только отсутствие ограничений». Если нет никаких препятствий к выполнению какого-то действия, это ещё не означает, что замысел можно осуществить.

Зигмунд Бауман

Например, каждый имеет право летать, нам этого никто не запрещает. Однако мы всё же не можем этого сделать, ведь у нас нет крыльев, да и авиабилеты не такие дешевые.
Помимо отсутствия ограничений, у нас должен быть ещё и ресурс или, попросту говоря, возможность что-то сделать. Парус из песни Цоя бесполезен, когда стоит штиль.

Лирическому герою нужно «место для шага вперед», свободное пространство, в котором он может что-то сделать, что-то сказать.

Ему нужно всего «несколько слов», которые не будут подвергнуты цензуре. Но именно те слова, которые могут выразить его мысль, произносить нельзя. Поэтому в них «нет букв»: они все заменены на звёздочки. Так что всё, что ему остается, — петь «песни без слов».

«Застоялся мой поезд в депо»


Большое значение в песнях Цоя имеет образ пути и дороги, по которой он один за другим делает шаги вперед. Вспомните его строчки: «Странный стук зовет в дорогу», «Закрой за мной дверь, я ухожу», «С тобой куда-то мы идем». Дорога — это внутреннее беспокойство, напряжение, стремление к чему-то иному. 

Дорогу как часть жизни человека рассматривает американский футуролог Элвин Тоффлер в работе «Шок будущего». Он говорит о том, что современный человек стал гораздо более мобильным, и расстояние, которое он теперь преодолевает, сильно возросло. Почему?

Элвин Тоффлер

Движение, по его мнению, стало не символом побега, а позитивной ценностью. Важна не цель, к которой мы движемся, а движение само по себе. Прикрепление же к месту — это ограничение свободы. Именно о свободе, возможностях, которые открывает дорога, поёт Цой.

«...Гореть звездой?»


Звезда — очень важный образ поэтики Цоя. Это одновременно высшая форма, к которой можно стремиться, и то, что зовёт тебя, и ты не можешь не ответить на этот зов. Неужели это тот самый моральный закон, которым восхищался Иммануил Кант? Ведь Цой замечает: «Я не люблю, когда мне врут», «Я никому не хочу ставить ногу на грудь», то есть его лирический герой хочет действовать в рамках человечности.

Цой постоянно задается вопросами. «Кем быть?», «Лежать камнем или гореть звездой?» И почему всё же он говорит: «я лишний, словно куча лома»? Многим людям сложно найти себя, потому что мы находимся во власти культуры.

Например, Зигмунд Фрейд считал культуру системой запретов. Семья и воспитание, общественная школа — всё это формирует человека, но в то же время давит на него, заставляет вписываться в общество, где он лишь винтик.


Жизнь каждого отдельного человека оказывается не так важна. Об этом Цой поёт в песне «Муравейник»:

Муравейник живёт:
Кто-то лапку сломал — не в счёт,
А до свадьбы заживёт,
А помрёт — так помрёт.

Еще один важный важная образ для Цоя тема — ночь, закат. Это конец, но в то же время ожидание нового дня, где есть надежда на перемены. Именно ночью видны звёзды, которые указывают путь. Поэт ночью не спит, а живёт. Утро же, с одной стороны, дарит надежду на то, что «будет хоть день / Может, будет хоть час, когда нам повезет».

С другой стороны, в песне «Около семи утра» он поёт: «Я знаю точно: завтра будет то же, что и вчера». Утро становится приговором, оно показывает, что ничего не изменилось.

«Играй, невесёлая песня моя»


Группа «Кино» — не типичная рок-команда, играющая тяжёлую музыку. Пожалуй, сами тексты Цоя куда «тяжелее». Его песни нельзя назвать весёлыми, они наполнены размышлениями о происходящем.

И всё же в его текстах есть надежда. Камю задавался вопросом, стоит ли вообще эта жизнь того, чтобы быть прожитой. У Цоя есть ответ: «Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».


Понравилась статья?
Читайте ещё об одной русской рок-группе здесь.

Любите песни группы «Кино? Смотрите видео нашего проекта, чтобы узнать больше о Викторе Цое:


Правое полушарие Интроверта

ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКА