Журнал «Правого Полушарие Интроверта»

Почему Паола Волкова – это ненастоящее искусствознание?

Если вы придете в любой книжный магазин, то в разделе «Искусство» точно найдете книги Паолы Волковой. Она стала популярной благодаря серии авторских телепередач «Мост над бездной», а затем – как автор одноименных книг по истории искусства всех времен и народов.

У Паолы Дмитриевны огромное количество поклонников, которые зачитываются ее книгами, где история искусств преподносится как сказки о великой любви, душераздирающих жертвах и гениях-творцах, которые всю свою жизнь посвятили искусству.

Однако любому серьезному исследователю понятно, что книги и рассказы Паолы Волковой – это не настоящее искусствоведение. Давайте сегодня разберемся, почему.


Кто такая Паола Волкова?

Паола Дмитриевна Волкова (1930–2013) – московский искусствовед и популяризатор искусства. Она автор множества статей, книг, а также авторской программы «Мост над бездной», которая выходила на телеканале «Культура» в 2011–2012 гг. Именно благодаря ей о Паоле Волковой узнала вся Россия.

После этого у нее вышло более 50 книг, а самой известной стала серия «Мост через бездну», в которой изложена вся история искусств от Античности до ХХ века. При жизни Паола Дмитриевна успела выпустить только первую книгу серии, остальные части выходят от ее лица, но текст предоставляют наследники, друзья и коллеги. Они утверждают, что материалом для книг служит личный архив Паолы Волковой: дневники, записи и лекции. Однако в научном сообществе подобная ситуация вызывает множество вопросов.

Чем занималась Паола Дмитриевна?

В 1960–1987 гг. она преподавала историю искусств во ВГИКе, а с 1979 г. – на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Паола Дмитриевна читала лекции для актеров, сценаристов и других будущих театральных и кино-деятелей.Ее выпускники делились восторженными впечатлениями о ее занятиях, а один из них, режиссер Андрей Зайцев, предложил преподавательнице записать свои лекции на видео для канала «Культура».

Рассказывая студентам об искусстве, Паола Дмитриевна разыгрывала настоящие театральные представления, только главными действующими лицами были не актеры, а персонажи картин. Они оживали и даже общались сквозь столетия, ведь лектор постоянно проводила параллели между художниками разных эпох.

Как вспоминают студенты, она предлагала собственное авторское прочтение произведений искусства, погружая слушателей в пространство картины и наполняя ее поэзией. Однако, когда такие «погружения» появляются в книгах, то это выглядят странно. Кажется, что кто-то просто записал лекцию автора, а потом без научной редактуры и проверки фактов выпустил в печать.

Вот некоторые примеры ее описаний:

«У Караваджо все расклеено. Абсолютно… Он был очень больным человеком. Психически больным. Он родился с мозгами уголовника. Ежели не убьет, то ему очень больно и ему обязательно надо было кого-то пришить. А иначе, что это за жизнь такая. Ни адреналина, ничего. О нем надо фильмы снимать!».

«Это какой-то закон. То культура трезва, то пьяна, то соображает, то нет, то ей кажется, что она соображает, то она даже и не хочет этого делать».

В книгах Паолы Волковой множество фактических ошибок, а каждое описание произведений искусства – это лишь субъективное эмоциональное впечатление, а не исследование творческого метода автора, анализ композиции и исторического контекста.

Чем занимается настоящий искусствовед?

Подобный подход, когда автор не дает читателям объективный анализ, а лишь высказывает свою точку зрения, не подкрепляя ее фактами и исследованиями, бросает тень на всю науку. Читая такие книги, люди приходят к выводу, что быть искусствоведом – это уметь искусно фантазировать и поэтично описывать сюжет произведения. Но на деле это совершенно не так.

Настоящий исследователь черпает информацию не из собственных впечатлений и представлений, а из архивов, библиотек и исследований коллег. В случае Паолы Дмитриевны, когда количество изданных книг перевалило за полсотни, и они продолжают выходить и после смерти искусствоведа, закрадываются сомнения в серьезности проделанной работы и глубине материала.

И это не претензия к автору: Паола Дмитриевна – великолепный лектор и оратор, который умел увлекать своим эмоциональным рассказом. Вопрос в качестве тех книг, которые продолжают выходить под ее именем. То, что можно простить лектору, нельзя простить напечатанному тексту (неточности, фактические ошибки, излишняя субъективность).

В современном мире искусствовед – это специалист широкого профиля, которому необходимы знания не только истории и теории искусства, но и философии, эстетики, культурологии, социологии и др. Историк искусства проводит исследование, а не просто делится своими рассуждениями на тему, хотя умение описать произведение искусства – тоже важный, но не ключевой навык.

Стоит ли читать книги Паолы Волковой?

Если вы интересуетесь искусством и хотите разбираться в стилях, эпохах и творчестве ключевых мастеров – прочитайте лучше книгу Э. Гомбриха «История искусства». Она тоже написана простым языком, читать ее легко и увлекательно, но, в отличие от работ Паолы Дмитриевны, это надежный источник информации, ставший настольной книгой для поколений искусствоведов.

К сожалению, кроме обилия художественных описаний и субъективного мнения, в книгах серии «Мост через бездну» вы почти не найдете достоверных данных, и, чтобы действительно изучить творчество великих художников, вам придется постоянно перепроверять полученную информацию.

Книги Паолы Волковой не предназначены для того, чтобы научить вас разбираться в искусстве. В них можно найти интересные мысли, и они способны увлечь, т.к. рассчитаны на широкого читателя, но не стоит расценивать их как настоящую историю искусств. Тем не менее ее книги – прекрасная точка «входа», и они могут вдохновить вас на осмысленное изучение искусства. Главное не относиться к ним всерьез.

А вы читали книги Паолы Волковой? Нравится ли вам ее манера говорить об искусстве?

Подписывайтесь на наши соц. сети. Там еще больше статей!

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт

МНЕНИЕ