До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл «Чёрного квадрата» Малевича

«Великая тьма», «Сумеречная история России», «Драка негров в туннеле» и даже «Битва негров в пещере глубокой ночью»: у него было много предшественников. Но поразить мир сумел он, «Чёрный квадрат». Уже больше ста лет люди спорят, в чем смысл картины Казимира Малевича. Мы в Правом полушарии Интроверта решили разобраться.  

Время чтения: 3 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

Не квадрат (и не чёрный)


Уточним: это не совсем квадрат. Он неровный и не имеет прямых углов. С точки зрения геометрии это не квадрат, а четырехугольник. Первоначально картина значилась в каталоге как «Чёрный четырехугольник», а не «квадрат».

Казимир Малевич «Чёрный супрематический квадрат», 1915 г.

Его цвет не имеет ничего общего с механическим закрашиванием поверхности. Форма строится с помощью разнонаправленных мазков кисти: длинных, коротких, горизонтальных, вертикальных. Это видно, если внимательно рассматривать оригинал.  

Четыре квадрата 


Нам известно четыре версии «Чёрного квадрата» Малевича. Это не копии одной картины, а авторские повторения. Они были созданы в разное время и отличаются по размеру и пропорциям. 

Первый и самый знаменитый «Чёрный квадрат» был написан в 1915 году и находится в Третьяковской галерее. Его более поздние версии можно увидеть в Русском музее и в Эрмитаже. По замыслу Малевича, картина была частью триптиха, в который входили также «Чёрный круг» и «Чёрный крест». 

Триптих Казимира Малевича в Государственном Русском музее

Явление «Чёрного квадрата» 


Первое «явление» «Чёрного квадрата» произошло в 1915 году в Петрограде. Картину экспонировали на выставке, которую организовал друг Малевича, Иван Пуни. Она вошла в историю как «Последняя футуристическая выставка картин "0,10"».
Слово «последняя» в этом названии прозрачно намекало на желание организаторов покончить с футуризмом и перейти к супрематизму — новому направлению в авангардистском искусстве. 

Цифры «0» и «10» через запятую — это не дробь. Ноль — это пустота и освобождение от предметных форм в живописи. Десять — число художников, которые пожелали принять участие в скандальной выставке. Правда, в итоге их количество увеличилось, но название решили не менять. 

Икона нового времени


На выставке были представлены разные работы Малевича и его единомышленников, выполненные в духе супрематизма: абстрактные комбинации разноцветных плоскостей геометрических фигур. Более 150 картин. Но именно «Чёрному квадрату» была отдана главная роль.

Малевич поместил его в «красный угол», — место, где в русских избах традиционно находились иконы. Таким образом «Черный квадрат» приобрел особое значение. Он стал манифестом супрематизма, символом абстрактного искусства и иконой нового времени.

«Чёрный квадрат» на выставке «0,10», 1915 г.

Как и на всех выставках авангарда того времени, посетители «0,10» были крайне недовольны. Они кричали, смеялись, плевались и издевались над картинами и авторами. Впрочем, именно на такую негативную реакцию отчасти и рассчитывали художники, ведь элемент эпатажа был обязательной частью их философии.

Вряд ли простые посетители выставки могли предположить, что спустя годы приблизительная цена «квадрата» Малевича составит 20 миллионов долларов. И это не самая дорогая из его работ. По оценкам специалистов, его «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча)» стоит как минимум 60 миллионов. За эту сумму она была продана на аукционе «Сотбис» в 2008 году. 

Всё и ничто 


Малевич был не только художником, но и теоретиком искусства. Он считал, что искусство должно быть абстрактным. Художнику необходимо работать только с формой и цветом, отвергнув сюжет, героев и предметы. Это был настоящий переворот. «Чёрный квадрат» стал воплощением разрыва с предметностью. 

Малевич провозгласил квадрат «нулем форм», синонимом «ничто». Это был знак отрицания, сведения к нулю предшествующей культуры. В супрематической модели Малевича ноль означал «ничто», из которого появляется «всё». «Чёрный квадрат» был идеальной базовой формой, точкой отсчета, клеткой, из которой рождаются новые пространство и материя. 

Наконец, картина Малевича — это не просто холст, закрашенный черным цветом, а черный квадрат на белом фоне. Черный «не-цвет» означает отсутствие света (абсолютное ничто), а белый состоит из всех цветов видимого спектра света (всё).

«Чёрный квадрат» — это небытие, ничто, но также и первозданная тьма из которой возникает всё. Это смерть старого, фигуративного искусства и рождение нового искусства чистых форм. 


Правое полушарие Интроверта

ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО