Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему Гамлет и Дон Кихот — два главных героя в литературе

Мы любим художественную литературу за многое, в том числе за яркие запоминающиеся образы персонажей. Кто-то был придуман автором, чтобы отразить конкретную эпоху. Другие должны стали носителями идей. Но, пожалуй, главные герои всех времён — Дон Кихот и Гамлет. Почему именно они? Кто так решил? Разбираем в статье.
Время чтения: 5 минут.

Гамлет, принц датский

Прежде всего стоит вспомнить, о каких персонажах идёт речь. Гамлет — главный герой одноимённой трагедии Уильяма Шекспира, написанной в 1600–1601 годах. По сюжету пьесы он обучается в Виттенберге, но возвращается в родной замок из-за смерти отца. Принца это известие расстраивает, но ещё больше его волнует равнодушие матери и дяди — нового датского короля.
Гамлет в исполнении Бенедикта Камбербэтча
Ночью юноша говорит с призраком отца: тот сообщает о предательстве брата Клавдия и жены Гертруды, просит сына отомстить за него. Но главное в этой пьесе не месть, а внутренние метания.
С одной стороны, он хочет исполнить данную клятву. С другой, понимает, что это ничего не изменит — мир, который раньше казался справедливым и добрым, прежним уже не станет. Принца мучают мысли о собственной нерешительности. Он всё-таки убивает короля, но решается на это только перед собственной смертью.

Рыцарь печального образа

Дон Кихот — персонаж романа Мигеля де Сервантеса. Первый том был написан почти в то же время, что и пьеса Шекспира — в 1605 году. Но главные действующие лица книг удивительно разные. Здесь — это немолодой дворянин, который до такой степени увлёкся рыцарскими романами, что придумал себе вымышленное имя и отправился совершать подвиги.
«Человек, который убил Дон Кихота» (2017), реж. Т. Гиллиам
Правда, все приключения существовали только в воображении персонажа. Вместо лошади у него была старая кляча, а его оруженосец — бедный крестьянин. Большую часть романа рыцарь оказывался избит и осмеян: он принимал ветряные мельницы за великанов, стадо баранов — за вражескую рать, цирюльника с тазом на голове — за рыцаря в шлеме. Но он верил в рыцарство, не сомневаясь в своих фантазиях.
В 1617 году Сервантес написал второй том — продолжение одновременно комичных и трагичных приключений Дон Кихота. Там он совершил немало новых безумных поступков и встретил смерть дома, сожалея, что потратил свою жизнь на иллюзии.

Оси человеческой природы

И. С. Тургенев писал, что первое издание «Гамлета» и первого тома «Хитроумного идальго Дон Кихота Ламанчского» в один год неслучайно. Произведениях описывают противоположные начала характера человека. Свои размышления он объяснил в статье «Гамлет и Дон-Кихот» — опубликованной им речи, произнесённой на одном из публичных чтений в 1860 году.
Никаких сходств в характере или ситуациях Тургенев, конечно, не видел. Сравнивал он протагонистов по отношению к выбранному идеалу. Так, писатель утверждал, что идеал (то есть любая значимая ценность) может быть либо вне человека, либо в нём самом. В случае с Дон Кихотом он находился вне, с Гамлетом — наоборот.
Гамлет — человек мысли. Он всё время философствует и рассуждает. Юноша невероятно умён, образован, но горд и тщеславен — всё потому, что живёт принц для себя. Найти какую-то опору извне он не может из-за своей скептической натуры. Он сомневается даже в себе, отчего страдает.
Вам не нужно тратить время на чтение сложных и запутанных романов — мы сделали это за вас. Смотрите курс, чтобы получить аргументы для любых обсуждений европейской литературы с друзьями, коллегами и родителями:
Страдания Дон Кихота связаны с внешним миром: он терпит побои и издевательства. Его идеал — рыцарство, существующее как бы отдельно от него. Поэтому дворянин живёт для этой высокой идеи. Сомнения его не мучают, он действует без промедлений. Он человек дела, потому не замечает ничего вокруг.
Тургенев сравнивает этих протагонистов дальше. Например, за Дон Кихотом могут идти люди, потому что он искренне верит в свою цель. За Гамлетом же никто не пойдёт, потому что тот сам не знает, куда держит путь. Симпатичнее для нас обычно Гамлет, но любить можно только Дон Кихота. Первый знает многое, а второй только одно — для чего он живёт.
При этом Тургенев подчёркивает: человек не может быть полной копией одного из героев. Ведь это две крайности, две противоположные особенности человеческой природы.

Вечные образы в литературе

Произведения Шекспира и Сервантеса отразили кризис гуманизма в эпоху Возрождения и показали, как по-разному человек его переживает. У каждого из них получилось описать определённый тип личности, который может существовать вне времени.
Мигель де Сервантес (слева) и Уильям Шекспир (справа)
Описываемые действующие лица стали вечными образами — литературными персонажами, которые как бы обобщили конкретные черты человеческого характера.
Гамлет — сомневающийся человек в ситуации сложного морального выбора. Эти черты есть, например, у Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского. Аллюзии на него можно встретить у самых разных писателей. К примеру, в «Улиссе» Джеймса Джойса.
Образ рыцаря, погружённого в свой мир мечтателя, показывает человека, что не может найти места в мире реальном. В творчестве Достоевского можно обнаружить такого персонажа — похожие черты есть у его князя Мышкина из «Идиота». Интересно идею Дон Кихота использовал Х. Л. Борхес. Он написал рассказ, имитирующий заметку об авторе, пытавшемся заново написать о творении Сервантеса, но уже в XX веке.
Гамлет и Дон Кихот — не только яркие литературные персонажи. Они — бессмертные герои. Ведь на самом деле всю литературу после Шекспира и Сервантеса можно описать с точки зрения «донкихотства» и «гамлетизма». Как, впрочем, и нашу жизнь.
XX век богат на переосмысление старых литературных канонов. Появлялись новые философские течения, и под их влиянием писались великие романы. О том, как абсурдизм повлиял на прозу Камю, читайте в нашем материале:
В чём смысл «Постороннего» Камю?
Сервантеса не проходят в школе. Максимум — упоминают. Обсуждаем, что не так с школьной программой по литературе и как её можно было бы изменить:
ЛИТЕРАТУРА