Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чём смысл «Постороннего» Камю?

Идеи Камю о смысле жизни, свободе и поиске собственного пути вдохновляют читателей много лет. Рассказываем про его ранний роман «Посторонний»: в чём его смысл, что хотел сказать автор и как это всё связано с Достоевским.
Время чтения: 4 минуты.

«Посторонний» и другие тексты Камю

Хотя Камю написал много произведений, которые произвели сильное впечатление на критиков и общественность: романы «Падение» и «Чума», эссе «Бунтующий человек» и «Миф о Сизифе». Но именно в его первом опубликованном романе «Посторонний», который вышел в 1942 году, подробно развивается идея отчуждения и поиска смысла жизни. Эти темы присутствуют и в последующих текстах, но они уже смешиваются с другими (не менее важными) темами.
Альбер Камю
«Посторонний» отличается от остальных романов Камю своей простотой и ясностью. Он написан понятным языком, но при этом полон философских и идеологических размышлений, которые заставляют читателя тоже задуматься и начать искать скрытые смыслы и незаданные напрямую вопросы.

Отчуждение Мерсо

Идея об отчуждении — одна из наиболее значимых в творчестве Альбера Камю. Человек, по Камю, является существом, не вписывающимся в общество. Словно посторонний, смотрящий на собственную жизнь как на ловушку, Мерсо отказывается принимать предлагаемые ему роли и ценности. Он не может найти смысл в обыденной жизни и ощущает бессмысленность предписанных другими рамок и концептов.
Эта идея связана с основными философскими концепциями, которые Камю развивал в своих работах: идеей абсурда, невозможностью достичь истины и бессмысленностью человеческой жизни. «Посторонний» считается творческим манифестом писателя: Камю пишет об абсолютной свободе.
Главный герой, Мерсо, — это человек, отчужденный от общества и своего окружения. Он легко нарушает социальные нормы, потому что отказывается надевать маски и лгать. Он не скорбит по умершей матери и отправляется на пляж, чтобы провести время с девушкой вместо того, чтобы горевать. Камю показывает: после смерти уже неважно отношение к этому человеку — это уже не поможет да и не нужно в принципе. В этом проявляется экзистенциалистский манифест жизни «сегодняшним днём», без оглядки на прошлое.
Если жизнь, как говорят абсурдисты, всё равно не имеет значения, то зачем волноваться о последствиях и вписывать себя в какую-то систему предлагаемых координат? Так и Мерсо теряет связь с окружающим миром, продолжает жить по инерции, потакая мимолётным желаниям. Единственное, что ему интересно — это телесные и физические радости: еда, сон, отношения с Мари. Искреннюю радость от этих отношений он тоже не получает: его эмоции проявляются только по отношению к природе — палящему солнцу и морю.
К тому же, абсурд подразумевает и отказ от логики и последовательности событий в жизни: для настоящего постижения бытия разума недостаточно. Это подчёркивает известная фраза самого Камю: «В нашем обществе любой, кто не плачет на похоронах матери, рискует быть приговорённым к смерти». Мерсо судят за убийство человека и приговаривают к смертной казни, хотя могли бы дать пожизненный срок. Отягчающее обстоятельство — именно его инаковость, нежелание и неспособность перестать быть «посторонним» и вписаться в общество.
Камю не предлагает готовых ответов на вопросы о смысле жизни, а, напротив, показывает сложность и многогранность проблемы. Этот поиск является неотъемлемой частью человеческого существования, и каждый человек должен пройти свой собственный путь, вне зависимости от того, какие ценности и убеждения предлагаются ему обществом.

Влияние Достоевского

Камю был глубоко вдохновлен творчеством Достоевского и неоднократно выражал свою любовь к русскому писателю. Он считал Достоевского одним из величайших философов и говорил, что его собственное творчество невозможно представить без влияния Достоевского.
Главная тема, которая объединяет творчество Камю и Достоевского, — идея человека, находящегося в постоянном поиске смысла жизни и борьбы с отчуждением от общества. Как и Достоевский, Камю часто обращается к темам вины, страдания и экзистенциальной тревоги. В «Постороннем» и «Преступлении и наказании» можно найти параллели, хотя бы в том, как явно противопоставляются миру герои этих произведений.
Однако Мерсо — эволюционировавший вариант Раскольникова. Родион искренне желал проверить тезис «тварь я дрожащая, или право имею», а Мерсо не желает ничего проверять и доказывать своё право кому-либо, он просто хочет жить в соответствии со своими принципами. Даже на суде он остаётся холоден и анализирует всё происходящее словно со стороны (вспомним про название романа!).
Артур Мерсо в исполнении Марчелло Мастроянни. «Посторонний» (1967), реж. Л. Висконти
К тому же, Раскольников в конце концов принял веру в высшее божественное провидение и возможность очищения души — в этом ему помогла Соня. Мерсо не испытывает глубоких чувств к Мари и не верит в Бога: когда к нему приходит священник, он сначала отказывается с ним говорить, а после раздражается целой тирадой о вере в посмертие. Мерсо говорит, что «уверен, что я еще живу и что скоро придет ко мне смерть». Он уверен только в этом и знает, что это истина, от которой нельзя бежать, прикрываясь религией.
Кажется, что разобраться в зарубежной литературе и быстро подготовиться к экзамену нереально? Получите готовый гид по главным текстам мировой литературы в саммари «История европейской литературы: от Гомера до Умберто Эко». Если введете «BLOG30» в поле «Ввести промокод» при регистрации, то вас ждет бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
XX век богат на переосмысление старых литературных канонов. О том, что нового внёс в американскую литературу Кен Кизи, читайте в нашем материале:
Зависимости писателей: как Кен Кизи написал «Пролетая над гнездом кукушки»
ЛИТЕРАТУРА