Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Гомер, Сапфо и мифы: как разобраться в греческой поэзии?

ЛИТЕРАТУРА
О чём писали древнегреческие поэты и поэтессы? Какие жанры они придумали? Кто вдохновлялся их творениями несколько веков спустя? Рассказываем в статье.
Время чтения: 4 минуты.

Появление

Когда мы говорим о древнегреческой лирике, мы имеем в виду период VII – V вв. до н. э. В это время произошёл переход от традиционного общинно-родового строя к городам-государствам, полисам. Первый строй нашёл выражение в жанре эпоса, второй же требовал нового жанра, который бы отражал перемены жизни и мировоззрении людей. Им стала лирика. Автор лирических произведений со своими личными убеждениями и переживаниями «оживлял» повествование. Истоки лирики можно найти в песенно-фольклорных жанрах, а само слово означает «исполнение под звуки лиры». Она делилась на элегию, ямб и мелос. Произведения дошли до нас отрывочно в основном благодаря цитированию более поздними авторами. Тем не менее с некоторыми из них мы всё равно можем познакомиться.
Гомер — самый яркий представитель древнегреческого эпического жанра, чью «Илиаду» и «Одиссею» до сих пор читают в школах по всему миру.

Элегия

Элегия внешне больше всего похожа на эпос, но её отличает характерная строфа — сочетание гекзаметра и пентаметра, или элегический дистих. В первой строке шесть слогов, а во второй пять.
Первые произведения этого вида принадлежат поэтам Тиртею и Каллину, оба жили в VII в. до н. э. В тематике и содержании их стихов видны следы эпоса: авторы воспевают воинскую доблесть и размышляют о традиционных представлениях об этике. Это свидетельствует о переходном положении поэзии, о поиске выражения переменившегося времени и взглядов человека.
В условиях полиса и политической борьбы элегия становится инструментом демонстрации идей. Так, афинский деятель Солон, вводит темы гражданской морали, ответственности человека перед обществом, торжество закона и афинского демократического строя в произведениях «Наставление себе», «Наставление афинянам», «Благозаконие». Таким образом он выражает благую волю богов, которые определяют место человека в мире и его образ жизни:
Наша страна не погибнет вовеки по воле Зевеса
И по решенью других присноблаженных богов.
Ибо хранитель такой, как благая Афина-Паллада,
Гордая грозным отцом, длани простерла над ней.
Другой взгляд можно найти у поэта Мимнерма. Он воспевает радость любви, в которой раскрывается смысл жизни:
Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость?
Мимнерм стоит у истоков любовной лирики, которая после получит развитие в римской и эллинской поэзиях.
На курсе-саммари «История европейской литературы» вы узнаете, кто и когда заимствовал в своих произведениях древнегреческие мотивы и почему это важно для развития литературного поля. А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации в приложении и на сайте.

Ямбы

Ямбические стихи были связаны с земледельческой поэзией, из-за чего в них сохранились сатира, грубости и обличения.
Самым ярким ямбическим поэтом признавался Архилох. До нас дошли лишь небольшие фрагменты, но и по ним мы можем судить о буйном нраве поэта. Ходила легенда: Архилох был помолвлен на девушке Необуле, но её отец Ликамб был против. Тогда Архилох сделал его объектом своих едких, грубых сатир. Сограждане начали смеяться над Ликамбом: он этого не выдержал и в результате нападок вместе с дочерью покончил с собой.
Главные темы в творчестве Архилоха — любовная и военная. Он служил наёмным воином, но не воспевал в стихах воинскую доблесть. Наоборот, поэт высмеивал символы славы и чести и ставил превыше своё благополучие:
Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.
Любовная лирика Архилоха очень откровенна, в ней звучат трагические ноты, для неё характерны яркие аллегории.
Другими известными ямбическими поэтами были Семонид Аморгский и Гиппонакт Эфесский. Их творчество парадоксальным образом сочетает и трагизм человека в его подчинённости судьбе, и грубую, пошлую сатиру.
Элегии и ямбы — тематически схожие виды лирики, поэтому в творчестве многих поэтов мы можем обнаружить их соединение, например, у Солона или Архилоха.

Монодийный мелос

Платон определял мелос так: «Мелос состоит из трех элементов: слова, гармонии и ритма». Из этого до нас дошла только треть – «слова». Поэтому мы не можем полностью оценить художественный облик и значение мелоса. Однако и «слова» оставляют глубокое впечатление.
Алкей и Сапфо. Краснофигурная вазопись, ок. 480 г. до н.э.
Самая известная греческая поэтесса Сапфо жила на острове Лесбос, где возглавляла кружок, посвященный Афродите. Платон называл её «десятой музой». Её стихи рассказывают о личных любовных переживаниях и обращены к подругам и ученицам. Красота мира и чувственная сторона жизни проходят через всё её творчество:
Сверху низвергаясь, ручей прохладный
Шлет сквозь ветви яблонь свое журчанье,
И с дрожащих листьев кругом глубокий
Сон истекает.
В то время существовали странствующие поэты, одним из них был Анакреонт. Он поёт во благо радости Вакха, чувственной любви, говорит о войне с насмешкой. Поздние подражания ему породили самостоятельное направление в поэзии – анакреонтику. Его переводили такие русские поэты, как М. Ломоносов, Г. Державин, А. Пушкин.
А.С. Пушкин

Хоровой мелос

Хоровой мелос произошёл от гимнов богам. Аполлону пелись пеаны, а Дионису – дифирамбы. Впоследствии хоры исполнялись по случаю торжеств, спортивных побед.
Сохранились оды Пиндара, посвященные победам в спортивнх играх. В его произведениях переплетаются мифологизм, дидактика, прославление, поднимаются этические и эстетические вопросы. Однако его оды практически не поддаются адекватному метрическому переводу из-за сложного размера, меняющегося от строки к строке. Поэтому большинство из них выполнены «свободным стихом»:
Нет!
Я не смею назвать людоедами богов!
Слишком часто кара настигала богохульников.
Если олимпийцы чтили когда-нибудь смертного
Это был Тантал;
Но не мог он переварить своего великого счастья —
За великую гордыню понес он от вышнего Отца
Величайшую казнь…

Значение

Древнегреческая лирика стала началом мировой поэзии. На её образцах создавали свои произведения сначала эллинские авторы, а затем и римские. Многие поэты обращались к ней за вдохновением, мы находим не только переводы, но и посвящённые античным авторам переделки, стихи и циклы. Один из недавних примеров — произведение современного поэта Г. Дашевского «Карантин», вдохновлённое стихами Сапфо и Катулла.
Давно хотели послушать наши курсы-саммари? Специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем курсам по промокоду BLOG7. Он действует до 10 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Коротко рассказываем про главные литературные мистификации разных веков в нашем материале:
Главные литературные мистификации
Как разобраться в бесконечных отсылках к историческим личностям и мифологическим сюжетам, которыми пестрит «Божественная комедия»? Разбираемся в видео нашего проекта: