Анимация традиционно ассоциируется с детскими мультфильмами, а «Симпсоны» и «Южный парк» долгое время вызывали возмущение у публики. Сейчас мультфильмы для взрослых любимы во всем мире. В статье рассказываем, почему тебе точно стоит их посмотреть.
Время чтения: 5 минут
Рождение анимации как жанра
Анимация родилась на рубеже XIX и XX веков. Первый мультфильм — «Очарованный рисунок» (1900) был скорее взрослым, нежели детским, развлечением. Ранняя анимация может показаться нам слишком простой, но сюжеты раннего немого кино в принципе были достаточно незатейливыми. На тот момент анимацию никто не воспринимал как отдельную форму кинематографа. Для режиссеров начала XX века это было скорее поле для экспериментов.
Анимация долгое время была почти единственной возможностью создавать спецэффекты и работала больше как дополнение к обычному кино. В 20-е годы мультфильмы стали популярными и были ориентированы в основном на взрослых. Например, в ранних фильмах с Микки Маусом герои могли курить и пить алкоголь. Это иронично, учитывая, что именно Дисней впоследствии повернул анимацию в сторону семейного развлечения.
Взрослая аудитория мультфильмов была такой большой, что появилась, например, Бетти Буп — голливудский секс-символ, которая стала популярнее многих актрис. Очевидно, что ее аудитория была далеко не детской.
Середина XX века
После Второй мировой войны весь мир захватила семейная анимация Диснея — постепенно мультфильмы становились в большей мере детским и семейным кино. Тем не менее режиссеры продолжали экспериментировать и обращаться к этой форме искусства.
Например, знаменитая группа комиков Монти Пайтон часто использовала анимацию. В течение XX века вышло много шедевров, которые были созданы для взрослой аудитории. Они высказывались на темы, которые обычно поднимаются в серьезном кино.
Так в 1973 году вышел фильм французского аниматора Рене Лалу «Дикая планета», открыто полемизирующий с Диснеем. С одной стороны, работы Лалу стали образцом для подражания, но с другой — не давали пробиться авторским мультфильмам на большой экран.
Фильм рассказывает сюрреалистическую историю, в которой поднимается вопрос о свободе и человечности. Великий чешский аниматор Ян Шванкмайер создавал анимацию разных жанров, даже фильмы ужасов, вдохновляясь сюрреалистами. Европейская же анимация стала отдушиной для тех, кто жаждал увидеть серьезную мультипликацию.
А что в СССР?
Советские аниматоры также создавали недетские мультфильмы. Первые советские мультфильмы были крайне политизированными. В них использовались такие авангардные приемы, которые не стоило показывать детям. Часто режиссеры прикрывались сказками, в которых что-то для себя могли найти и дети, и взрослые. Как например, легендарный «Ежик в тумане». Также было снято много сатирических лент на злободневные темы, которые точно были понятны только взрослым. Например, «Фильм, фильм, фильм» и «Дарю тебе звезду».
В 1990-е российские аниматоры продолжают работать в редких и некоммерческих техниках. Так, появляется «Старик и море» Александра Петрова. Это экранизация одноименного произведения Эрнеста Хемингуэя, созданная в технике живописи по стеклу. Фильм получает премию Оскар как лучший короткометражный фильм.
Новое тысячелетие — XXI век
На рубеже века анимация окончательно переходит в формат взрослого кинематографа. Это и амбициозные проекты, как «Симпсоны», «Южный Парк», «Робоцып» и авторское кино. Многие известные режиссеры используют возможности анимации: Ричард Линклейтер снимает «Помутнение» и «Пробуждение жизни», Чарли Кауфман пишет сценарий для анимационной драмы «Аномализа», Уэс Андерсон создает совсем недетскую сказку «Бесподобный мистер Фокс». В 2008 году появляется «Вальс с Баширом» — военная драма Ари Фольмана, которая заставляет зрителя пересмотреть представление об анимации как о детском кино.
Во многом отношение к мультипликации изменила Япония. Многожанровое разнообразие местной анимации обгоняет весь остальной мир. Это и жестокие драмы о будущем, как «Акира», и философское размышление о человеке, технологии в «Призраке в доспехах», сюрреалистичная «Паприка», обогнавшая «Начало» Кристофера Нолана на несколько лет, картины Хаяо Миядзаки, которые поднимают вопросы политики, гендерного равенства, экологии, войны. Многие открывают для себя мир японской анимации, в которой находится кинокартина под любого зрителя.
Сейчас мы переживаем новую удивительную эпоху анимации на почве стриминговых платформ. Наконец, расширяется свои границы современные анимационные сериалы. Они давно уже переросли уголок карикатурной сатиры для взрослых, который для них уготовило телевидение. Такие шоу, как «Конь БоДжек», ни в чем не уступают серьезным драмам. Анимация позволяет авторам не ограничивать свою фантазию условиями съемочной площадки. Феномен последних лет — «Рик и Морти» успешно балансирует между метамодерновым аттракционом и серьезным высказыванием о том, что творится с нашим миром.
Итак, если кто-то скажет, что мультфильмы — это для детей, то смело отвечай, что:
- В 20-е годы мультфильмы были ориентированы в основном на взрослых
- В ранних фильмах с Микки Маусом герои могли курить и пить алкоголь, а платье Бетти Буп едва ли прикрывало ягодицы
- Сейчас анимация позволяет авторам не ограничивать свою фантазию, а мультфильмы «Вальс с Баширом», «Аномализа» и «Конь БоДжек» ни в чем не уступают серьезным драмам