До конца акции осталось:
Новогодняя распродажа!
Все курсы за полцены
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как понимать концовку фильма «Начало»

Концовка «Начала» вот уже более 10 лет является предметом жарких споров и размышлений. Разберёмся, чем же заканчивается «Начало» и где в итоге оказывается главный герой.


Время чтения: 2 минуты

Приложение для саморазвития. Скачать

О чём «Начало»


Фильмы Нолана можно охарактеризовать как «авторский блокбастер». Это всегда масштабное полотно с прекрасной операторской работой и сильной авторской идеей. Каждый фильм — один концепт, вокруг которого Нолан раскручивает конкретную драматическую историю. В фильме «Начало» ключевой концепт — механизм формирования идей в нашем сознании. И дана нам эта мысль через личную историю Кобба, профессионального взломщика снов, и его жены Мэл.


Фильм построен как классическая история ограбления, где команда аферистов реализует сложный план, попутно решая внезапно возникающие проблемы. План команды понятен: внедрить нужную идею в голову наследнику крупной корпорации.


Но выверенный план команды не учитывает одну важную вещь — влияние Мэл на сознание Кобба. Они вдвоём много лет провели в снах, создавая воображаемые миры, и Мэл постепенно перестала видеть разницу между сном и реальностью. Она начала думать, что реальность — это сон. А зная, что, умерев во сне, она проснётся, выбросилась из окна. Причем подстроила всё таким образом, чтобы Кобба обвинили в её убийстве, чтобы он отправился вслед за ней. Кобб сбежал, но потерял возможность быть с детьми. И на дело он решается только ради одного — вернуться к ним.



Кое-что о философии


В философии мы находим несколько концепций, которым помогут нам разобраться во взаимоотношении сна и реальности. Древнегреческий философ Платон и немецкий мыслитель Шопенгауэр говорили, что реальность — это сон. Платон считал, что подлинная реальность — это мир идей. Из него, кстати, происходит и наша душа, только перед воплощением в теле и переходу в мир вещей (туда, где мы живём) она пьет из реки забвения, из-за чего мы ничего не помним о мире идей.


Шопенгауэр видел мир поделённым на две части: представление и воля. Воля —безусловная основа всего сущего. Представление — всё то, что дано нам в опыте. И на самом деле мы никогда не видим истинной реальности, она всегда скрыта от нас под покровом представлений.


То есть всё, что дано нам — это сон. И нет никакой разницы между сном и реальностью, так как настоящая реальность нам недоступна. Переход в неё возможен только после смерти.


Как понимать концовку фильма


Вооружившись этим знанием, можно сказать, что «Начало» — это иллюстрация философской проблемы. Но Кристофер Нолан добавляет к этому ещё кое-что: дело не в том, окружает нас сон или реальность, а в том, чтобы оказаться там, где хочешь быть.


Кобб смог преодолеть комплекс вины перед Мэл и отпустить её. Герой оказался рядом с детьми, достиг того, к чему стремился, поэтому не важно, в реальности он или во сне. Это подтверждают и слова режиссёра, который, комментируя концовку, сказал: «Ему [Коббу] уже всё равно, реально происходящее или нет, и в этом суть».





Правое полушарие Интроверта
КИНЕМАТОГРАФ ФИЛОСОФИЯ