В статье разобрали главные философские идеи Бенедикта Спинозы.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Определение субстанции
Бенедикт Спиноза продолжал идеи немецкого философа Рене Декарта. По мнению нидерландского философа, существует только одна субстанция — Бог или природа. Ее атрибуты — это мышление и протяжение. Спиноза определяет субстанцию как «причину себя самой». Она существует только благодаря себе и не может определяться другими вещами. Субстанция ни от чего не зависит, а все ее определения бесконечны. Как и Декарт, Спиноза определяет два атрибута субстанции: протяженность и мышление. Они не ограничивают друг друга, поэтому мыслитель рассматривает мышление как вечную сущность. Соответственно, протяженность тоже выступает бесконечной сущностью.
Спиноза объясняет модус как «состояние субстанции, то есть то, что существует в ином и постигается через это».
Философ-рационалист и критик Библии
Спиноза является сторонником рационализма. Он не верит в истины, полученные из опыта. Для него гораздо важнее врожденные идеи. По мнению философа, разум — это безграничная способность проникать вглубь природы. Но еще есть и интуиция, именно она является высшим проявлением деятельности рассудка.
Спиноза говорит, что все, что происходит, происходит не просто так, а в силу необходимости божественной природы. Мы не имеем свободы воли, это иллюзия. Мыслитель утверждает, что мы свободны лишь в той степени, которую сами осознали.
Кроме того, нидерландский философ научно критиковал Библию. Он нашел в ней противоречия и нестыковки. Спиноза считает, что Иисус — не божий сын, а моральный учитель.
Страсти и разум
Нидерландский философ считает, что мир и человек не существуют, в отличие от субстанции. Человек может испытывать разные страсти: радость, страх, отчаяние, злость, зависть. Это порабощает людей и превращает их жизнь в функцию происходящего. Они не могут властвовать над судьбой. Помочь избавиться от страстей может лишь разум. Его цель — познать вечную истину. Существует высшее состояние человеческой души. Спиноза называет его интеллектуальной любовью к Богу. На этом этапе происходит влечение души к субстанциальной истине. Человек может спастись не только от бед, но и от смерти.
Мыслитель утверждает, что путь к спасению можно пройти, но это непросто. Нужно «не смеяться, не плакать, но и не отворачиваться, а понимать».
За три минуты чтения статьи ты узнал, что:
— Спиноза был сторонником рационализма;
— для него врожденные идеи были очевиднее, чем истины, полученные из опыта.