Известная фраза «Я мыслю, следовательно, я существую» принадлежит французскому философу и математику Рене Декарту. Но что она означает, и чему посвящена философия Декарта? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать.
«Сомневайся во всем»
В философии существовало два течения: эмпиризм и рационализм. Приверженцы эмпиризма утверждали, что единственный источник познания — это опыт и эксперимент. А рационалисты, в том числе Декарт, считали, что это разум. Декарт придерживался мнения, что философия — это наука о рациональном осмыслении мира. И главное правило в философии — «сомневайся во всем». Можно доверять только разуму, а знания, полученные извне, подлежат осмыслению. Размышления человека и его любовь к мысли приводят к появлению новых наук. А источником всех наук Декарт считал философию.
«Я мыслю, следовательно, я существую»
Душевная деятельность человека существует благодаря его способности мыслить. Если человек прекращает мыслить, значит, он перестает существовать. Именно поэтому Декарт сказал «Я мыслю, следовательно, я существую».
Философ придерживался теории о дуализме — равенстве души и тела, где душа — мыслящее начало, а тело — протяженная субстанция. Декарт считал, что животные, в отличие от людей, обладают только телом, поэтому они не могут мыслить. А в человеке материя (тело) и разум вступают в борьбу. Люди могут управлять своими желаниями, но все равно у них присутствует неуверенность. Иногда человек руководствуется не разумом, а чувствами. Декарт ввел такой термин, как моральный рост человека. Это означает, что все бессознательные процессы нужно осмыслять.
Метод Декарта
Декарт разделял мнение философа Фрэнсиса Бэкона, что человеку нужно научиться подчинять себе силы природы, усовершенствовать их и изобретать технические средства. А для того, чтобы этого достичь, необходимо усомниться во всем имеющемся существовании.
Декарт разработал свой метод, с помощью которого можно получить истинные знания о мире. Для это человек должен допускать в качестве достоверных только те положения, которые не вызывают никаких сомнений в истинности, а также разбивать большую задачу на несколько маленьких.