Практически в каждой работе писатель показывает не столько сверхъестественное, сколько самого человека. Наверное, именно поэтому его романы столь популярны, ведь каждый читатель может узнать в них самого себя. «Кэрри» не стала исключением. История о затравленной девочке-подростке исследует проблемы женской телесности, сексуальности, а также школьного буллинга.
Время чтения: 5 минут
Как зародилась идея романа
В возрасте 20 лет Стивен Кинг подрабатывал уборщиком в школе, и однажды ему пришлось убирать женский туалет. Его удивило несколько вещей: во-первых, там, в отличие от мужского, были какие-то ящики без надписей, во-вторых, душевые кабинки закрывались занавесками. Напарник будущего писателя объяснил ему, что в этих ящиках хранятся прокладки, а занавески необходимы, потому что девочки более стеснительные, чем мальчики.
Впоследствии Кинг устроился в школу учителем английского языка, и ему пришёл в голову сюжет будущего романа. Картина душевых кабинок соединилась в фантазии писателя со статьёй про телекинез, которую он прочитал в одном из журналов. В статье было высказано предположение, что развитие подобных сверхспособностей может быть связано с подростковым возрастом, то есть с периодом социализации и стремительным изменением гормонального фона с последующей трансформацией тела.
В центр романа Кинг поставил тему взросления. Он понимал, что она знакома каждому, а потому история Кэрри сможет затронуть глубинные переживания потенциального читателя. И он не ошибся.
Всё самое интересное о научной фантастике узнайте с нашим курсом:
![](https://static.tildacdn.com/tild3963-6539-4565-b130-616433323363/_5.png)
Создание женского образа
Написанию романа также способствовало пари Кинга с приятелем, который утверждал, будто писатель не сможет создать текст, который был бы интересен женской аудитории. Дело в том, что на тот момент Кинг публиковал короткие рассказы в мужских журналах, поэтому воспринял замечание приятеля как вызов.
Кинг решил написать текст от лица девочки-подростка, но работа застопорилась. Писатель признавался, что ему было трудно создать правдоподобную героиню, так как женский опыт был для него совершенно чужд. Тут его выручила супруга, которая помогла ему с тем, чтобы женские персонажи выглядели органичными. Дальше дело оставалось за малым: нужно было придумать обстоятельства, которые могли бы привести подростка к помешательству.
Самое страшное в романах Кинга — это отнюдь не мистическое, а столкновение с реальностью в её неприукрашенном виде. Так и в «Кэрри» основой кошмара становится материнское воспитание, которое строится на религиозном фанатизме.
![](https://static.tildacdn.com/tild3534-6335-4561-b735-623666663561/_2.jpg)
Почему Кэрри становится монстром
Напомним, что роман Кинга заканчивается тем, что Кэрри сжигает школу, используя свои экстрасенсорные способности, тем самым отомстив за своё унижение. После этого она приходит домой и расправляется с матерью. Но почему Кэрри, примерная дочь из религиозной семьи, вообще решается на столь ужасающую расправу?
Первая причина — особенности воспитания. Мать запрещает Кэрри думать о чём-либо, кроме спасения души. Любое проявление телесности для неё под запретом, поэтому она даже не объясняет дочери, что будет происходить с её организмом по мере взросления. Мать даже говорит ей, что «у хороших девочек нет груди». Логика простая: грудь — знак полового созревания, сексуальности, возможного греха. А мать стремится оградить Кэрри от всего, что может запятнать её чистую душу.
Закономерно, что Кэрри открывает в себе сверхъестественные способности: магические силы издревле приписывали женщинам, которые казались «греховными». Так в культуре отразился страх перед женской сексуальностью, которую во что бы то ни стало нужно контролировать.
Вторая причина — школьная травля. Кэрри — другая, странная, непохожая на сверстников, поэтому становится козлом отпущения. Над девочкой открыто насмехаются и издеваются. Однако у неё появляется проблеск надежды на то, чтобы стать «нормальной», когда её приглашают на бал. Но чуда не случается. Сказочный момент триумфа Золушки-Кэрри заканчивается, когда её обливают кровью, указывая ей на её место неудачницы и изгоя.
Последующая расправа героини над одноклассниками — результат накопленной обиды и ярости девочки-подростка, которые наконец-то находят выход. Подавленная злость превращается в неуправляемую стихию, которая сносит на своем пути всё и всех.
![](https://static.tildacdn.com/tild3365-6138-4734-a166-306163383032/_4.jpg)
Бунт против матери
Кинг не был бы Кингом, если бы его историю можно было прочитать буквально. По сути, этот роман — метафора подросткового бунта, который вышел из-под контроля. Ключевая сцена романа — это расправа Кэрри над матерью, которая всю жизнь внушала ей чувство вины.
Подростковый возраст — этот тот период, когда дети начинают сепарироваться. Мать Кэрри всячески ограничивала её с помощью религиозных догм. Поэтому неудивительно, почему ответом на это стало пробуждение у героини способностей к телекинезу. Иными словами, Кэрри становится ведьмой, воплощением демонических сил — только так она может противостоять матери, верующей фанатичке.
Написание романа пришлось на подъем феминистского движения в США в 1970-х годах. В «Кэрри» поднимаются сложные темы женской телесности и сексуальности, подавляемой ярости, религиозного фанатизма. Кинг показал, что необязательно выдумывать монстра: гораздо страшнее наблюдать за человеком, который загнан в угол сверстниками и семьёй.
Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Стивен Кинг — самый «страшный» писатель?
Довольно часто экранизация не до конца отражает замысел автора литературного произведения. Так произошло и с «Сиянием». О чём на самом деле этот роман, узнайте из видео нашего проекта: