Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Михаил Бахтин: понятие хронотопа

ФИЛОСОФИЯ ЛИТЕРАТУРА
В мире литературы и культуры понятие хронотопа занимает особое место. Введенное в научный оборот Алексеем Ухтомским, оно получило свое наибольшее развитие и осмысление в работах Михаила Бахтина. В этой статье мы проанализируем понятие хронотопа и узнаем, как реальность взаимодействует с литературой.

Время чтения: 5 минут.

«Реальность — хронотоп»

Хронотоп — это понятие, которое стало ключевым в гуманитарных науках, особенно в литературоведении. Алексей Алексеевич Ухтомский внес вклад в разработку этого понятия, представив его как «временно-пространственный комплекс». Ухтомский рассматривал хронотоп как универсальное понятие, применимое ко всей реальности. Наибольшую известность и распространенность термин получил благодаря работам Михаила Бахтина, который развивал и углублял понятие хронотопа, акцентируя внимание на его роли в литературе.

Как работает текст, и почему люди воспринимают одни и те же книги по-разному? Получите готовые ответы в видео-саммари «Герменевтика: как читать между строк». Специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.

Хронотоп как самостоятельный мир

Слово «хронотоп» буквально переводится как «время-пространство». В контексте литературной теории это означает, что время и пространство в литературе тесно связаны друг с другом и создают особую структуру в произведении.
Бахтинский хронотоп рассматривает взаимодействие времени и пространства в конкретном литературном контексте. Поэтому Бахтин приводит примеры таких хронотопов, как «встреча», «разлука», «дорога» и других, чтобы показать, как эти элементы функционируют в различных произведениях.
А. А. Ухтомский
Хронотоп у Бахтина не просто объединяет время и пространство, но и служит ключевым элементом в создании смысла и структуры литературного произведения. Это понятие позволяет увидеть, как автор организует свой мир в произведении, какие временные и пространственные координаты он выбирает для своих персонажей и событий, и как эти выборы влияют на общий смысл текста.
Освоение реального исторического времени и пространства в литературе происходит не сразу, а постепенно и сложно. Разные жанры и традиции могут сосуществовать в литературе, что делает историко-литературный процесс сложным и многогранным. В своих работах по исторической поэтике Бахтин анализирует различные жанровые разновидности европейского романа, показывая, как развивались и менялись хронотопы в разные исторические периоды.

Читательский хронотоп

Бахтин подчеркивает динамичную взаимосвязь между литературой и реальностью. Хронотопы служат мостом между этими двумя мирами, позволяя им взаимодействовать и обогащать друг друга.
Бахтин различает хронотоп автора и хронотоп читателя. Первый связан с миром, созданным в произведении, второй — с реальным миром, в котором живет и действует читатель. Хотя мир произведения и реальный мир читателя разделены, они взаимодействуют друг с другом. Читатель не просто пассивный наблюдатель, он активно участвует в создании и интерпретации мира произведения. Бахтин подчеркивает, что текст «говорит» читателю. Даже при немом чтении читатель «слышит» голоса в тексте, что делает опыт чтения многогранным и динамичным.
Граница между художественным и реальным миром проницаема. Это позволяет литературному произведению влиять на реальный мир, и наоборот. Произведение не существует в вакууме, оно занимает свое место в культуре. Это место определяется взаимодействием между хронотопами произведения и читателя.

Что приводит к различиям в интерпретации смыслов стихов и прозы, рассказываем в статье:

Означающее и означаемое: почему текст не всегда то, чем кажется