«Парфюмер» — это роман Патрика Зюскинда 1985 года, рассказывающий о герое с удивительным чутьем на запахи. Он решил создать аромат абсолютной красоты. Ради него он совершает убийства и в итоге создает духи, которые приедут его самого к гибели.
Роман сразу же поставили в один ряд с произведениями Умберта Эко и Томаса Пинчона, а особенно популярным он стал после одноименной экранизации 2006 года.
«Парфюмер» часто рассматривают через постмодернизм, но в этой статье мы рассмотрим его через эпоху Просвещения — к этому времени относятся события романа. Что важнее — страсть или разум? Зюскинд отвечает на этот вопрос, опираясь на философию Маркиза де Сада. Давайте разберемся, почему же в этом произведении страсть становится ключевой идеей.
Время чтения: 2 минуты
Почему Маркиз де Сад
Де Сад — одиозная личность, чьё имя стало нарицательным для типа людей, получающих удовольствие от насилия (садизма). Маркиз полжизни провёл в тюрьме, заочно спорил с Вольтером и писал тексты, которые стали источником вдохновения для сексуальных революций XX века.
Маркиз де Сад проповедовал полный отказ от морали и добродетели. Высшая ценность для него — страсть, потому что она лежит в основе сущности человека. Цивилизация вынуждает нас забыть собственную природу: «Только разврат является мерилом свободы!» Культу разума эпохи Просвещения он противопоставлял культ страсти.
Страсть — ориентир и для главного героя романа. Зюскинд ещё добавит: надо быть творцом собственного наслаждения, и только тогда можно быть в гармонии со своей природой. Главные герои де Сада и Зюскинда подчиняются чувственности, поэтому они не знают морали.
Каждый может научиться считывать философский подтекст любого произведения. Ловите вашу готовую подборку курсов, чтобы изучить философию с нуля!
![](https://static.tildacdn.com/tild6136-6463-4965-a264-396436383064/_.png)
Стремление к порочной сексуальности де Сад подчеркнёт фразой: «Даже эшафот стал бы для меня троном сладострастия». Зюскинд буквально иллюстрирует её в ключевой сцене казни Жан-Батиста Гренуя за убийство девушек. Его казнь превратилась в оргию целой площади, в которой страсть выходит за рамки морали.
Более того, Гренуя не казнили, он сбежал, чтобы практически принести себя в жертву. Он достиг своей цели — создал аромат истинной страсти, вылил весь флакон на себя, и был буквально растерзан толпой, обуреваемой неконтролируемым желанием.
Этой жертвой Гренуй и отличается от героев де Сада, у которых всё подчинено стремлению к безграничному удовольствию. Зюскинд поставил перед своим героем амбициозную задачу — быть Творцом. Парфюмер достиг цели, создав совершенный аромат.
Почему эта идея так важна
В эпоху Просвещения главной ценностью был разум. Он руководил всеми поступками и желаниями человека, направляя его на путь добродетели. Отсюда главный конфликт того времени — борьба чувства и долга. И если большинство философов (Дидро, Монтескье, Вольтер) были на стороне разума, то де Сад восстал против них и провозглашал культ страсти.
Что дает человеку страсть? Выход за рамки традиционного мышления и ценностей, которые не присущи человеку по природе, а созданы обществом, чтобы обуздать чувства. У де Сада сексуальность освобождает. То же самое мы видим в «Парфюмере», в котором к страсти добавляется ещё и творчество.
![](https://static.tildacdn.com/tild6633-3732-4230-b737-663037656338/2.png)
Творение Гренуя вызывало неконтролируемую страсть. Можно сказать, что главный герой «Парфюмера» создал аромат философии де Сада.
Понравилась статья?
О философском смысле «Игры престолов» читайте здесь.
Анализируя художественные произведения с точки зрения философии, мы получаем более глубокое представление о них. Смотрите разбор мелодрамы «Она» и узнайте, какие философские идеи скрываются в этом фильме: