Термином реди-мейд в искусстве обозначаются объекты повседневного пользования, которые художник помещает в художественный контекст и придает им новый смысл. Но можно ли это назвать искусством, и как появился реди-мейд? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Как появился термин «реди-мейд»?
В начале XX века искусство переживало кардинальные перемены. В 1916 году появился дадаизм, его суть была в разрушении общепринятых понятий эстетики. Это стало началом постмодерна. В этот же период начали появляться «готовые вещи» — реди-мейд. Суть была в том, чтобы перенести повседневную вещь из нехудожественного пространства в художественное. Объект оставался тем же, но приобретал новый смысл. Впервые термин «реди-мейд» использовал сюрреалист Марсель Дюшан — автор известного «Фонтана». «Фонтан» представлял собой перевернутый писсуар с надписью «Р. Дурак». Таким образом художник высмеивал высокое искусство. Он был первым, кто выдал готовый предмет за произведение искусства. Он задавался вопросом, а что можно назвать объектом искусства? Может ли им быть уже существующая вещь? Если нет, то почему, ведь художник сам выбрал ее?
![](https://static.tildacdn.com/tild3730-6665-4566-b834-383961376632/3_1.png)
«Телефон-омар» и «меховой чайный сервиз»
Реди-мейд моментально стал популярным в авангарде. Сюрреалисты могли сломать прежние рамки и соединить фантазию и сон. Так, Сальвадор Дали, Мерет Оппенгейм любил реди-мейд. Они преобразовывали уже существующие вещи, добавляя видимые детали. Сальвадор Дали придумал «Телефон-омар». Он купил в магазине телефон и положил на его трубку омара. Этот реди-мейд художник объяснял таким образом: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного омара, мне никогда не подают отварной телефон». Мерет Оппенгейм является автором «Мехового чайного сервиза». В результате осмысления предмета художницей он утратил первоначальную функцию. Теперь он был бесполезным. Зато Мерет Оппенгейм совершила подмен гендерных коннотаций. Хрупкий чайный набор стал выглядеть агрессивно.
![](https://static.tildacdn.com/tild6662-3863-4631-b065-313338386139/3_2.png)
Фантазия на максимуме
Стоит отметить, что и поп-арт, и концептуальное искусство строились на принципах реди-мейда. Так, в 1955 году Роберт Раушенберг представил картину «Кровать». Это была обычная кровать, которую художник забрызгал краской и поставил вертикально. Таким образом предмет приобрел новый смысл.
![](https://static.tildacdn.com/tild3664-3437-4831-b238-303538613664/3_3______1955.png)
В СССР арт-объекты тоже становились популярными. Однако искусство отличались пессимистичностью. Человек эпохи авангарда считал, что он творец мира, а человек эпохи постмодерна чувствовал свою вторичность. Авторство как будто потеряло прежнее значение. Искусство создавалось для всех, а не только для элит. Предметы искусства были различными. Кто-то выставлял мусор как произведение искусства, а кто-то даже продавал воздух за огромные деньги.
Нет времени на подготовку к экзамену по истории искусства? С саммари «Современное искусство: от Пикассо до Бэнкси» ты быстро подготовишься к экзамену, и у тебя еще останется время на ютуб и прогулки с друзьями. Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
![](https://static.tildacdn.com/tild6261-6234-4439-b061-316564666261/1.png)
«Фонтан» Марселя Дюшана был выставлен в 1917 году в нью-йоркской студии Альфреда Штиглица. Он стал самым обсуждаемым произведением искусства XX века. Рассказываем про него в статье:
Почему «Фонтан» Дюшана считают шедевром XX века?