Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Фонтан» Дюшана считают шедевром XX века?

«Фонтан» Марселя Дюшана был выставлен в 1917 году в нью-йоркской студии Альфреда Штиглица. Он стал самым обсуждаемым произведением искусства XX века. Хотя это был всего лишь фарфоровый писсуар. Почему он стал знаменитым? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Перевернутый писсуар как предмет искусства

Марсель Дюшан учился в академии Жюлиана. В XIX веке эта академия составляла конкуренцию парижской Школе изящных искусств. Однако академическая живопись не заинтересовала художника. Он экспериментировал с цветом, объемом и мазками. Но в стремлении к радикальному преображению искусства Дюшан отказывается от живописи. В ней и так произошло все, что могло произойти.
Тогда художник покупает в магазине писсуар, разворачивает его на 90 градусов и пишет на нем R. Mutt, что означает «дурак». Впервые в истории искусства Дюшан выдал готовый предмет за произведение. Жюри отказалось выставлять его несмотря на то, что было обязано. Все участники, оплатившие конкурсный взнос, могли показать свои произведения. Но публика все равно узнала о писсуаре из газеты, где художник описывал инцидент. В статье «Искусство, философия и философия искусства» Дюшан задавался вопросами, может ли уже существующая вещь быть произведением искусства? И если нет, то почему, ведь художник сам выбрал предмет? Тогда каковы критерии качества, и кто их определяет?

Художнику не обязательно рисовать

Стоит отметить, что «Фонтанов» с подписью Дюшана сейчас больше десятка. Оригинал не сохранился, есть только фотография из ателье Альфреда Штиглица.
Писсуар стал знаменитым именно в связке со статьей Дюшана, в которой он поднимал важные вопросы в сфере искусства. Художник поменял понятия сущности и явления. Дюшан считал, что если художник говорит, что тот или иной предмет — это произведение, значит, так оно и есть: «Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством». Дюшан первым сказал, что художнику можно ничего не рисовать, достаточно выбрать вещь, подписать ее и принести в галерею. Эту инновационную технологию стали применять и другие художники.
Дюшан утверждал, что именно зритель — творец искусства. Художник лишь создает пространство для диалога, а публика оценивает.

Революция в мире искусства

Критики пытались понять красоту писсуара, но Дюшан издевался над ними, так как эстетичности в нем не было. Историк Эрнст Гомбрих говорил, что это попытка «утереть нос торжественности и помпезности с большой буквы И». Это насмешка над идеалами искусства. Важно, что художник представил «Фонтан» в нужное время. Раньше его бы не поняли. В итоге писсуар стал шедевром современного искусства и получил название ready made («готовое изделие»). В 2004 году издание The Daily Telegraph провела опрос среди знаменитых художников, критиков, владельцев галерей, чтобы они выбрали пять произведений XX века, оказавших наибольшее влияние на развитие искусства. «Фонтан» Дюшана занял первое место и даже обогнал Пабло Пикассо и Анри Матисса.
Марсель Дюшан
В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips были проданы «Фонтаны» Дюшана, которые остались в коллекции Артуро Шварца. Писсуар продали за 1 млн. 185 тысяч долларов.
Скоро экзамен по истории искусств, а из современного искусства вы знаете только «Черный квадрат» Малевича? Получите полный гид по эпохе манифестов в саммари «Русский авангард: искусство на сломе времени». А промокод BLOG30 подарит вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
А как научиться понимать современное искусство, и какие у него особенности? Рассказываем в статье:
Как понимать современное искусство?
ИСКУССТВО