Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Мцыри» Лермонтова: почему свобода важнее всего

Почему Мцыри сбежал из монастыря? Как Лермонтов изображает свободу? В чем смысл трехдневного путешествия героя? Разбираемся в статье.
Время чтения: 3 минуты.

«Мцыри» — романтический герой

Лермонтова помнят не только по роману «Герой нашего времени», но и по поэме «Мцыри». Это произведение рассказывает о трагической судьбе одного человека. Главный герой — воплощение романтической души, стремящейся к свободе и истинной любви. В поэме остро прослеживается одиночество героя, автор противопоставляет его свободолюбивый нрав внешнему миру.
Л. О. Пастернак. «Исповедь Мцыри», 1891 год
Мцыри — пленник, мы даже не знаем его настоящего имени. Само слово «мцыри», согласно пометкам Лермонтова, в переводе с грузинского значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». Его захватил в плен «ребенком» и увез из родного аула какой-то генерал, после мальчик тяжело болел и почти умер, однако героя спас от смерти сердобольный монах. С тех пор Мцыри жил в монастыре, каждую секунду тоскуя по дому. Он говорит это прямым текстом в монологе, однако и в начале мы видим намеки на это:
Бродил безмолвен, одинок,
Смотрел, вздыхая, на восток,
Томим неясною тоской
По стороне своей родной.
Перед церемонией, во время которой мальчик принес бы клятвы и превратился бы в настоящего монаха, он сбегает.
Монастырь Джвари, считающийся возможным прототипом монастыря из поэмы

Свобода внутренняя и свобода внешняя

Мцыри стремится к свободе, как физической, так и духовной. Свобода для него — освобождение от власти и влияния других людей, возможность возвращения на родину (когда-то он дал самому себе обещание увидеть старый дом еще раз). Но трагедия в том, что он осознает свою непохожесть и чуждость в каждом из миров — и в монастыре, и среди свободных людей, для которых его нрав всегда будет слишком диким:
Но, верь мне, помощи людской
Я не желал... Я был чужой
Для них навек, как зверь степной.
Желающая свободы душа сталкивается с жестокой реальностью — несколько десятков часов пьянящей свободы приводят к трагической гибели героя. В смертельной схватке со снежным барсом Лермонтов показал всю степень близости Мцыри к природе: он сражается, как дикий зверь.
Фрагмент иллюстрации В. А. Полякова к поэме «Мцыри»
Как барс пустынный, зол и дик,
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков
Под свежим пологом лесов.
Две цели, две свободы — внутренняя и внешняя — не достигнуты. Мцыри свободен идти туда, куда он хочет, но он понимает, что не сможет этого сделать и влиться в окружающую среду, потому что его связь с природой Кавказа сильнее рутинной жизни в каком-либо обществе. Но природа его тоже не принимает, и в итоге единственная свобода, которая ему остается, — смерть.
Почему в русской литературе все умирают? Существуют ли не трагичные поэмы? Получите готовое мнение от эксперта в видео-саммари «Русская поэзия». Напоминаем, что специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30. Введите его при оформлении подписки и слушайте фоном 500+ видео-саммари, пока гуляете или занимаетесь домашними делами.

Литературный контекст

Этот текст — типично лермонтовский, со всеми порывами страстей и тяге к романтизму. Мода на это направления была введена поклонниками Байрона, и современники отмечали сходства «Мцыри» и «Шильонского узника» английского классика.
Взгляд поэта был обращен не только на запад. Так, он использовал в качестве центрального эпизода грузинскую фольклорную легенду о тигре и юноше. Литературоведы считают, что на Лермонтова повлияла поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Лермонтов любил природу всем сердцем, но никто не запечатлевал ее так виртуозно, как Афанасий Фет. Подробнее в статье:
Поэзия Фета: природа, глядящая через человеческую душу
ЛИТЕРАТУРА