Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Роль пейзажа в поэме «Мцыри» Лермонтова

Михаил Лермонтов написал поэму «Мцыри» незадолго до смерти. Произведение принадлежит к стилю романтизм, именно поэтому важную роль в нем играет пейзаж. А какая его роль в поэме? Рассказываем в статье.

Время чтения: 3 минуты.

На пути к свободе

Лермонтов в поэме «Мцыри» описывает место недалеко от Кавказского горного хребта — монастырь близ слияния двух рек, Арагвы и Куры. Этот монастырь сейчас является центром паломничества. В произведении мы встречаем две точки зрения на пейзаж: автора и главного героя. Сначала мы видим унылый и серый монастырский ландшафт. Здесь Лермонтов показывает конфликт между свободой и несвободой. Именно тема свободы является центральной в произведении. Писатель не рассказывает о жизни Мцыри в монастыре, но мы можем понять, что его жизнь сложно назвать счастливой.
Место слияния Арагви и Куры
Во время побега главный герой увидел настоящую красоту природы. В монастыре он был лишен солнца, дуновения ветерка, поющих птиц, цветущих растений. С помощью представленного пейзажа Лермонтов показывает, что Мцыри был не свободен. Именно поэтому он восхищается пейзажем и хочет узнать мир.

Пейзаж — полноценный герой поэмы

Пейзаж пробуждает в душе главного героя желание жить и познавать мир. Он вспоминает семью и мечтает уехать на родину. Пейзаж показывает внутреннее состояние Мцыри. В начале поэмы Лермонтов подчеркивает яркие краски природы: «прозрачную зелень», «голубое небо», «белый караван», поскольку персонаж ощущает себя счастливым. Пространство вокруг него огромно. Но потом Мцыри понимает, что не сможет отправиться на родину, и мир вокруг него преображается.
Иллюстрация, Ф.Константинов
Героя встречают темный лес, палящая жара. Пространство становится уже. Писатель показывает, что природа может быть разной — не только вдохновляющей, но и пугающей. Пейзаж здесь выступает полноценным героем, который формирует дальнейшие события.

От любви до ненависти один шаг

Во второй части произведения мы видим прием олицетворения природы. Мцыри сражается с барсом, и это является кульминацией поэмы. Барс представляет собой образ врага, темную силу, которая мешает главному герою попасть на родину.
Иллюстрация В. А. Полякова к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Здесь автор выступает новатором. Обычно писатели используют романтический пейзаж для выражения чувств героев, а у Лермонтова он приобретает человеческие черты. Природа — антагонист Мцыри. Писатель показывает, что персонаж нигде не может найти пристанище. Он изгнан из мира природы и монастыря, поэтому Мцыри одинок. Природа дала ему свободу. Именно она помогла главному герою сбежать из монастыря. Но потом природа превращается из друга в врага и забирает у Мцыри свободу.
Совсем скоро экзамен по литературе, а ты прочитал только одно произведение? Не трать время на чтение книг с саммари «История русской литературы». Специально для читателей Журнала мы дарим промокод BLOG30, который даст бесплатный доступ ко всем саммари на месяц.
Почему Мцыри сбежал из монастыря? Как Лермонтов изображает свободу? В чем смысл трехдневного путешествия героя? Рассказываем в статье:
«Мцыри» Лермонтова: почему свобода важнее всего
ЛИТЕРАТУРА