Вы точно слышали о «Могучей кучке», но, скорее всего, не помните, кто из русских композиторов в этот коллектив входил и какую музыку они создавали. В этой статье мы собрали самое главное.
Время чтения: 4 минуты
Время чтения: 4 минуты
Как появилось название
Сами композиторы называли себя «Новой русской школой». Были и другие варианты. Например, во Франции о них говорили как о «Пятёрке» или «Группе пяти» — по числу основателей. Среди них были М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, Ц. А. Кюи и А. П. Бородин.
Друзья-современники отзывались о музыкантах ещё проще — «Балакиревский кружок» — по имени лидера, основателя и главного идейного вдохновителя.
Но вошли в историю музыки композиторы под забавным и запоминающимся названием «Могучая кучка» с лёгкой руки музыкального критика В. В. Стасова. Того иногда даже называли негласным шестым кучкистом — он положительно отзывался о деятельности Балакирева, верил, что кучкисты могут продолжать дело М. И. Глинки и поддерживал с ними отношения даже после распада кружка.
После концерта на этнографической выставке Стасов писал: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки музыкантов». Так название и закрепилось за кружком.
Зачем они объединились
Кучкисты как содружество сформировались к 60-м годам XIX века, что вообще было характерно для того времени. В период демократического подъёма появлялись творческие объединения, продвигающие свои взгляды через искусство. Как, например, кружок журнала «Современник» у литераторов или «Артель художников» у живописцев.
Такой была и «Могучая кучка», в основе творчества которой лежала идея народничества. Композиторы-кучкисты стремились отойти от канонов европейской музыки, чтобы создавать музыку национальную, передающую русский дух и характер. Она должна была быть радикально новой по форме (основанной на традиции народной песни, славянском фольклоре) и по содержанию (отражающей жизнь народа, его убеждения и переживания).
Кучкисты хотели, чтобы к музыке приобщились все. Поэтому в 1862 году Балакирев и дирижёр Г. Я. Ломакин открыли в Петербурге первую бесплатную школу. Туда принимали всех, кто хотел учиться и имел хотя бы минимальные способности к музыке.
Интересно, что сами кучкисты не были профессионалами. Теснее всего с миром музыки был связан Балакирев. Но хоть он и брал уроки у талантливых музыкантов (например, у пианиста и дирижёра К. Т. Эйзериха), образования он не получил. Любителями были и остальные члены кружка: военные офицеры Ц. А. Кюи и М. П. Мусоргский, профессор химии А. П. Бородин и молодой кадет Военно-морского корпуса Н. А. Римский-Корсаков.
Так что на своих встречах они тоже учились. Исполняли произведения М. И. Глинки, Л. ван Бетховена или Ф. Шуберта. Играли собственные сочинения, которые потом обсуждали.
Что создали композиторы «Могучей кучки»
Кучкисты старательно исследовали устное народной творчесво и даже отправлялись с этой целью в экспедиции. Например, «40 русских народных песен» Балакирева появились в результате его путешествия вдоль Волги.
Вдохновившись опытом Глинки, Балакирев внедрял в свою музыку народные мотивы. Его самое знаменитое произведение — восточная фантазия «Исламей», основанная на традиции кабардинского народного танца. Влияние Глинки проявилось и в контрасте между первой (по характеру дикой) и второй темой (певучей и плавной) фантазии для фортепиано — похожий приём Глинка использовал в опере «Руслан и Людмила».
Ваш курс, чтобы узнать главное об истории музыки и научиться анализировать любые композиции:
Для Кюи главной музыкальной формой стали романсы — он был специалистом жанра и понимал, как слово должно соединяться с музыкой. За свою жизнь композитор успел сочинить более 400 романсов, в том числе музыку на стихи А. С. Пушкина («Я вас любил», «Ты и Вы»), М. Ю. Лермонтова («Звезда», «Когда волнуется желтеющая нива»), Н. А. Некрасова («Стихи мои»).
Но сильнее всего кучкисты повлияли на оперное искусство, которое считали самым удачным для передачи своих взглядов. Они считали, что музыка должна вдохновить народ на изменения. В опере кучкисты использовали народные песенные мотивы и исторический эпос. Например, источником «Князя Игоря» Бородина стало «Слово о полку Игореве». А также вводили яркие образы из народа. К примеру, Юродивого в «Борисе Годунове» Мусоргского. Но цель была не просто правдоподобно изобразить крестьян, а создать собирательный портрет. Это кучкисты пытались сделать и в незаконченной Мусоргским «Хованщине», и в «Ночи перед Рождеством» Римского-Корсакова.
Споры и конфликты «Могучей кучки»
Кучкисты не только стремились к созданию «новой русской музыки», но и в целом придерживались националистических взглядов. Веря в скрытую внутреннюю силу русской души, они проповедовали исключительность русского народа. И ко всему, что эту позицию не отражало, относились недоброжелательно и даже агрессивно.
Так, например, больше всего от кучкистов досталось А. Г. Рубинштейну — фактически создавшему первую в стране консерваторию. Деятельность Рубинштейна, напротив, можно было назвать интернациональной и космополитической: он объединял отечественный опыт с зарубежным, много сделал для укрепления музыкальных связей разных стран, часто выступал в Европе. Его музыку кучкисты критиковали за академизм и «искусственность». Но иногда недовольство «Могучей кучки» касалось и личности композитора: они, например, могли назвать его «Дубинштейном».
Сложные отношения у кучкистов были и с гениальным учеником Рубинштейна — П. И. Чайковским. Пускай талант его они и признавали, но продолжали относиться к нему «если не свысока, то несколько небрежно», по воспоминания Римского-Корсакова.
Сам Чайковский, пусть и аккуратно, но критически замечал националистическую настроенность «Могучей кучки»: «... народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены самым ужасным самомнением и чисто дилетантскою уверенностью в своём превосходстве над всем остальным музыкальным миром».
С одной стороны, кучкисты действительно много сделали для русской музыки: обращались к историческому опыту страны и вдохнули жизнь в традиционную народную песню. С другой — большинство крупных сочинений было написано уже после 1970-х годов, когда кружок распался. Причиной стал и радикально национализированный настрой кучкистов (работа Римского-Корсакова в Петербургской консерватории оценивалась его соратниками как предательство) и развитие композиторской индивидуальности каждого из авторов.
Читайте также:
Читайте также:
«Перемен требуют наши сердца»: философия группы «Кино»
А если вы больше заинтересованы в современной музыке, чем в классических композициях, слушайте подкаст нашего проекта: