За знаменитое «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева хотели приговорить к смертной казни. Но потом её заменили ссылкой в Сибирь и уничтожили большую часть тиража. В статье рассказываем, какие проблемы поднимал Радищев в этом произведении.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Осуждение крепостного права
Книга «Путешествие из Петербурга в Москву» напоминает путеводитель. Рассказчик останавливается в разных деревнях и небольших городах и во время своего путешествия делает заметки. Главный герой встречает людей разных сословий: крестьян, помещиков, купцов.
![](https://static.tildacdn.com/tild6465-3637-4636-b065-303261323638/1_1-3.png)
Радищев критикует крепостное право, показывает произвол и безнаказанность помещиков. Так, он рассказывает про крестьян, у которых помещик отнял землю и заставил работать без выходных. Также Радищев описывает продажу крестьян после разорения помещика. Они не знают, кто будет их новым хозяином и безвольно принимают свою судьбу. В конце повести путешественник описывает бедную крестьянскую избу. Он удивляется, когда хозяйка просит у главного героя кусочек сахара для детей, и осуждает помещика за нищету крестьян.
Почему в России крепостное право просуществовало дольше, чем в других странах? И в каких регионах России не было крепостного права? Получите готовые ответы в саммари «Под гнетом феодалов. История крепостного права в России». Напоминаем, что специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30 — вводите его при оформлении подписки.
![](https://static.tildacdn.com/tild6630-6330-4363-b231-633339613938/photo.png)
Какой должна быть цензура
Радищев пишет и про отсутствие свободы слова. Рассказчик отмечает, что власть запретила вольное книгопечатание. Путешественник встречает в Торжке героя, который отправляет в Петербург прошение об отсутствии цензуры. Вместе с ним главный герой размышляет о вредности цензуры, поскольку с ней читатель никогда не сможет мыслить самостоятельно. Рассказчик считает, что только общество может быть цензурой — оно решает, признавать автора или критиковать.
Трэвел-журналистика XVIII века
«Путешествие из Петербурга в Москву» можно считать путевым очерком. Понятно, что произведение имеет социальную направленность, но всё равно главы похожи на путевые заметки.
![](https://static.tildacdn.com/tild3939-6464-4163-b237-356339626362/2_1-4.png)
От лица главного героя, устами которого говорит Радищев, ведется все повествование. Рассказчик представляет собой образованного русского дворянина. Он общительный, интеллигентный, наблюдательный, умеет сострадать. От начала и до конца своего путешествия он делится с читателями разными мыслями по поводу увиденного.
Действительно, гениальные произведения подвергались цензуре. Например, Пушкина тоже запрещали. Рассказываем в статье:
Действительно, гениальные произведения подвергались цензуре. Например, Пушкина тоже запрещали. Рассказываем в статье:
Почему запрещали Пушкина