Время чтения: 4 минуты
О чём этот роман
Идея «Обломова» появилась у Гончарова после отрицательного отзыва В. Г. Белинского на эпилог его первого романа «Обыкновенная история». Критик назвал его искусственным, так как Александр Адуев (который станет прообразом Обломова) преодолевает в себе «лишнего человека». Тогда Гончаров начинает писать роман, в котором герой так и не смог измениться.
Роман повествует о жизни помещика Ильи Ильича Обломова. Он живет в Петербурге со своим слугой Захаром и целыми днями предается мыслям и мечтам, лежа на диване. Его энергичный друг Андрей Штольц заставляет Обломова вести активную жизнь. В это время Обломов влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но после короткого периода счастья он возвращается на диван. Основной конфликт произведения — столкновение созерцательного и деятельного начал.
Каждый может научить определять конфликт литературного произведения и понимать авторский замысел. Ловите вашу готовую подборку курсов, чтобы разобраться в любой книге!
Кто такой Обломов
Живущий в мечтах Илья Обломов оказывается «героем своего времени» — это последние годы России до крестьянской реформы, когда большая часть дворянских имений была заложена в банке, а крепостные хозяйства приносили всё меньше дохода. В это время дворяне, привыкшие к доходу от имения, не могут вписаться в стремительно меняющийся мир.
В 1850-е годы выходит несколько романов о героях, которые не могут найти себе применение в новой действительности: «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Тысяча душ». И Обломов оказывается доведенным до крайности воплощением героя, который неспособен найти своё место в жизни.
В основе фамилии Обломов — «обломок»: это отломившийся кусочек, остаток чего-то сломанного. Так и наш герой давно отделился от целого (общества), и нет никакой надежды на то, что он сможет встроиться обратно.
Лентяй, тунеядец и эгоист?
Сейчас много говорят о том, что Обломов страдает депрессией и прокрастинацией. А обычно его считали лентяем и эгоистом, не способным думать о других. Но Илья Ильич — на самом деле добрый человек, не способный на подлость и ложь. Ольга отмечает его «голубиную нежность» и способность любить и заботится о другом человеке.
Гончаров не случайно называет своего героя Ильей, проводя параллель с Ильей Муромцем, который до начала своих подвигов 33 года сидел на печи. Обломов оказывается в ситуации, когда ему, казалось бы, осталось дождаться либеральных реформ в России, «встать с печи» и найти себе применение. Но трагизм заключается в том, что Обломов попросту не успевает дожить до этих перемен.
Ему противопоставляется активный и деятельный Штольц — воплощение идеального человека в глазах современников Гончарова. При этом в романе не указывается, чем же занимается этот герой. Это отражает дуализм того времени: уже понятно, каким будет человек будущего в России, но при этом никто не знает, что же конкретно он будет делать.
Несмотря на всю положительность Штольца, Гончаров не делает Обломова отрицательным героем. А всё потому, что он прежде всего продукт своего времени и общества. Не имея злых намерений и будучи чистым душой, он оказывается бесполезным для страны, которая готовится к масштабным реформам. Гончаров демонстрирует нам столкновение мировоззрений, которое разворачивалось в России на его глазах.
Конец дворянства
Обломов всё время ностальгирует по прошлому, по утраченной идиллии — периоду расцвета русского дворянства, эпохе жизни героев «Евгения Онегина». Обломов — трагический символ шаткого положения дворянства середины века, теряющего своё положение и уступающего новому поколению.
Однако Илья Ильич хотя бы успевает спокойно прожить свою жизнь, ограничиваясь тревогами. Во второй половине XIX века положение становится всё более сложным, и вот уже герои «Вишнёвого сада» Чехова вынуждены продать своё имение, так как дворянство не сумело перестроится, и ему пришлось уступить место энергичным купцам и промышленникам.
Понравилась статья?
Читайте разбор ещё одного знаменитого произведения здесь.
А чтобы узнать об Обломове ещё больше, смотрите видео нашего проекта: