Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Кто рисовал людей из овощей?

Джузеппе Арчимбольдо — выдающийся итальянский художник, прославившийся портретами из овощей, фруктов и различных предметов. Уникальный подход к созданию картин и мастерское владение цветом и формой сделали его работы бессмертными. Какой смысл скрывается за патиссоном и картошкой, рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

О художнике

Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане в 1526 году в семье художников. Арчимбольдо обучался у своего отца, а затем продолжил образование в мастерской ведущих художников того времени. Его стиль формировался под влиянием идей эпохи Возрождения, что нашло отражение в его последующих работах.
Художник принадлежал к маньеризму, возникшему в Италии в конце XV – начале XVI веков. Это направление характеризовалось стремлением к экспериментам с формой, пропорциями и перспективой. Маньеристы отходили от гармонии и сбалансированности высокого Возрождения, предпочитая более сложные и динамичные композиции.

«Времена года»

Серия портретов, представляющих времена года, иллюстрирует идеи натурофилософии, популярной в эпоху Возрождения, и отражает учение о живом Космосе и глубокой связи между человеком и природой.
Джузеппе Арчимбольдо. «Времена года»,1573 год
Портрет «Весна» изображает юность и чистоту через образ, созданный из цветов и трав. Каждый элемент картины сплетен таким образом, чтобы передать предчувствие радости. В портрете «Лето» Арчимбольдо использует яркие и спелые плоды для создания образа зрелости и полноты жизни. Летом природа достигает своего пика, а плоды созревают и наполняются соками. «Осень» символизирует закат жизненного пути. Тяжелые гроздья винограда и другие плоды говорят о щедрости урожая, который является вознаграждением за прожитые годы. «Зима» передает суровость этого времени года через изображение старого дерева и его увядших листьев. Старость изображена как время размышлений и осознания цикличности жизни.

Как ходить в музей и все понимать? Получите готовый ответ от искусствоведа в видео-саммари «Европейская живопись: от Италии до Франции» и научитесь свободно рассуждать об искусстве. А специально для читателей журнала открыли бесплатный доступ на целый месяц ко всем саммари по промокоду BLOG30.

Картины-перевертыши

Настоящим хитом во времена Джузеппе Арчимбольдо стали картины-перевертыши. Художник создавал портреты, которые в одном положении представляли собой натюрморты, а при переворачивании превращались в лица, составленные из овощей, фруктов и других предметов.
Джузеппе Арчимбольдо. Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна, 1590 год
Самый известный пример такой картины — портрет императора Рудольфа II, которого Арчимбольдо изобразил в виде «овощной» головы, составленной из тыквы, груши, артишока и других растений. Изобилие плодов и других продуктов питания, создающих ощущение избыточности, является частым мотивом на портретах Арчимбольдо. Богатый урожай служит атрибутом золотого века и идеала «доброго правления».
Император предстает в образе Вертумна, древнеримского бога, отвечающего за природные изменения. Тогда было популярно изображать государей в виде божеств, однако Арчимбольдо пошел дальше, создав портрет в своей уникальной и экстравагантной манере.
Мартино Рота. Портрет Рудольфа II
Это был дерзкий и необычный ход для художника, ведь подобное изображение правителя могло быть воспринято как оскорбление. Однако, Рудольф II оценил творчество Арчимбольдо. Император не только не обиделся на такое изображение, но и выразил свое восхищение, наградив художника почетным придворным званием.
Как безошибочно определить, что перед вами картина маньериста, рассказываем в статье:

Что такое маньеризм?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО