Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое маньеризм?

Как выглядело самое экспрессивное и неоднозначное направление в искусстве XVI? Почему сейчас о нем почти не говорят? Мы научимся определять работы маньеристов, и узнаем, как они связаны с постмодерном.
Время чтения: 3 минуты.

Осень Возрождения

За окном сентябрь, а значит пришло время обсудить «осень Возрождения». Мало кто знает, что этим термином обозначают целую эпоху в искусстве. Одним из символов изобретательности и экспрессии конца XVI века, стал маньеризм. Маньеризм развивался в Европе в 1520-1590 годах. Его характеризует избыточная декоративность, сложные формы и необычные композиции. Он захватил Рим, Флоренцию, Францию, Германию и Испанию. Однако, как отдельный стиль, маньеризм не признали. Историки склонны относить его к раннему барокко.
Я. Тинторетто. «Диспут Иисуса в храме», 1546 г.

Как понять, что перед тобой маньерист

У картин маньеристов есть характерные особенности: эксперименты с пропорциями и анатомией, сложные композиции и яркие цвета. Художники этого направления часто использовали эффекты света и тени, чтобы создать глубину и контраст. Менее очевидные признаки — выразительные жесты и позы, использование аллегорических и фантастических сюжетов.
Чтобы разбираться в скрытых смыслах картин и удивлять всех друзей на квизах смотрите наше саммари «Как читать картины». А специально для читателей журнала открываем бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30.
Самые яркие представители маньеризма — Тинторетто, Понтормо, Россо Фиорентино, Бронзино, Пармиджанино. Их слава не стала такой же вечной, как слава Микеланджело и Караваджо. Некоторые работы последних тоже можно назвать маньеристскими.
Сейчас работы значимых художников-маньеристов украшают церкви в Венеции, Флоренции, Толедо. Но это направление практически не представлено в крупных галереях, поэтому оно известно только ценителям искусства.
Слева — картина Ф. Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей», ок. 1535 года. Справа — скульптуры в дворце Фонтенбло, скульптором считается Приматиччо (ок. 1530–1540 гг).

Почему маньеризм так глупо умер

Маньеризм появился как ответ на ренессанс, который считался периодом восстановления древних ценностей и культуры. Художники маньеристического стиля не хотели повторять уже существующие образы, они стремились к новаторству и оригинальности. Направление сильно переплелось с темой сновидений и внутренних страданий. Маньеризм стал протестом против консервативных тенденций. Он выражал желание художников быть свободными и независимыми в своем творчестве. Можно сказать, что ранние маньеристы — Сальвадоры Дали своего времени.
Как и любой другой тренд, поздний маньеризм устал бороться со злом и примкнул к нему. Возникнув как бунт и противостояние, в итоге он стал тоталитарным диктатором. Его расцвет пришелся на период социальной, моральной и религиозной неустойчивости позднего Возрождения. Магеллан совершил кругосветное путешествие, Колумб открыл Америку, планета оказалась круглой! Мир людей перевернулся и маньеристы старались отобразить растерянность и неопределенность в обществе.
Спиритуализм, эротизм, сакральные смыслы и сны, — вот что стало основой для новой философии.
Б. Челлини. «Персей с головой Медузы», 1545—1554 гг. Образец зрелого маньеризма.
В XVII в. распространяется феодально-католическая реакция против всех прогрессивных сил и передовых идей. Эта идеология делает маньеризм частью господствующей церкви. Теперь вместо метафорических сюжетов художники штампуют придворные портреты и одинаковые сюжеты. Можно сказать, что маньеристы скатились в коммерцию и стали делать «фотографии на паспорт».
Маньеризм является братом постмодерна. И тот и другой стали реакцией на изменения общества, а не причиной. Обе философии в конце концов оказались в творческом тупике из-за цитирования прошлого.
Интересуетесь искусством ХХ века? Станьте экспертом в творчестве одного из самых неоднозначных художников постмодерна. Разбираем творчество дизайнера и звезды поп-арта в статье:
Почему поп-арт Энди Уорхола это искусство?
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО