Журнал «Правого Полушария Интроверта»

В чем смысл «Благословения небожителей»?

В «Благословении небожителей» каждый персонаж глубоко прописан. В нем нет черного и белого. Есть травмированные и очень травмированные герои. Какую же философию режиссер зашил в «Благословение небожителей»? Разбираемся в статье.

Время чтения: 5 минут
Приложение для саморазвития. Скачать

Се Лянь — новый Будда?

Молодой человек, наследный принц, который увидел человеческие страдания и проникся ним. Он пошел скитаться по миру, чтобы избавиться от страданий и обрести спокойствие. Это не только История Се Лянь, но и жизнь основателя буддизма — Будды Шакьямуни. Будду ограждали от вида человеческих страданий, селяне старались баловать его, чтобы тяготы обычной жизни ему были неведомы. Обоим пророчили светлое будущее. Се Лянь стал добрым, альтруистичным и вырос таким красавцем, что полюбился всем вокруг. Он все время посвящал учебе и тренировкам тела и духа. Будда тоже старательно изучал науки и проявлял себя в спорте.
Оба в конечном счете вознеслись, обрели спокойствие и постигли дзен, но уже разными путями. Се Лянь сначала вознесся, потом начал страдать и пал. Затем опять страдания, вознесения, снова падения и страдания, но уже вместе с Хуа Чэном. Будда на 30 году жизни увидел четыре зрелища: нищего, отшельника, труп и больного человека. Это поразило Будду, и он покинул дворец, чтобы начать жизнь аскета. Он самостоятельно принял путь страданий.
Канва повествования тоже хорошо укладывается в буддизм. Люди, которые помогают другим справляются с болью, перерождаются в небожителей. Буддисты достигают нирваны, если проходят путь пробуждения и преодолевают страдания.

Даосизм и конфуцианство

Даосизм — это учение о дао, всемирном учении и пути жизни. Его сторонники следуют собственной судьбе без сопротивления и суеты. Во время всех приключений Се Лянь носит одеяние даосских монахов. Вознесения на небо, по сюжету, достойны те, кто прошел путь совершенствования. Это тоже даосская концепция. Се Лянь следует по пути воздержания, он сторонится плотских утех и алкоголя. И только в этом контексте можно понять, насколько тяжело ему было после провала на войне. Он даже напился.
На страницах «Небожителей» даосизм встретился с конфуцианством — совсем другой философской школой. Конфуцианство во многом схоже с легизмом или школой законников. Оно исследует принципы справедливости, этичности и честности управления государством. Последователи конфуцианства считали, что человек — это центр Вселенной и высшая цель мироздания. Истинный человек должен воспитать в себе лучшие качества. Законники не согласны с этим лишь в одном. По их мнению, человек станет достойным только под управлением сильной власти.

Моизм и любовь в «Небожителях»

Маоизм — философская школа всеобщей любви. Моисты считают, что общественное благо возможно, если каждый будет учитывать не только свои, но и чужие интересы. Основатель направления Мо-цзы считал, что нужно любить всех одинаково. Моисты помогали регионам, на которые нападали соседи, несли знания в массы. Се Лянь вполне мог быть моистом. Именно поэтому Хуа Чэн последовал за Се Лянем даже посмертно. Принц спас Хуа Чэна, когда другие жестоко избивали его за уродство, гетерохромию. Се Лянь, как настоящий моист, помог ближнему прийти к любви.

Школа имен

Осталась одна из шести древнекитайских философий, знания которой разделяют и в наше время, — школа имен. Неправильное имя сущности ведет к мировому хаосу. У всего есть правильное имя. Имя Се Лянь состоит из «Се» — благодарить и «Лянь» — милосердие. Люди прозвали Се Ляня богом войны, увенчанном цветами, потому что он вознесся как Бог войны. Герой стремился помогать народу. Имя Хуа Чэн означает «цветок» и «город». В книге говорится, что его имя было вымышленным, а его внешность иллюзией. Демоническое прозвище Хуа Чэна — «искатель цветов под кровавым дождем». Это раскрывает нам историю его становления. Он вырезал логово другого демона, и всю гору залило кровавым дождем. Но когда Хуа Чэн уходил, он увидел пригнувшийся к земле цветок. Он накрыл его зонтом, чтобы защитить от капель.
КИНЕМАТОГРАФ