Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему читать Донцову — не стыдно?

«Бульварщина», «книжки для масс» и «одноразовое чтиво» — лишь малая часть эпитетов, которыми награждали романы писательницы. О вкусах можно спорить бесконечно, но не стоит категорично разделять авторов на субъективные категории «великости». Объясняем, почему.
Время чтения: 4 минуты.

Феномен массовой литературы

Исследователи и сегодня спорят о критериях, на основе которых литературу можно отнести к массовой. Одни говорят, что это низовой слой рынка, а другие — что это некий переходный этап, который стоит на границе с элитарностью, но никогда ее не пересекает.
Основной критерий разделения — оригинальность. Элитарная литература ориентирована на поиск новых оригинальных форм самовыражения, рассмотрение старых истин в новом прочтении или же скидывания их с условного «корабля современности». Массовая литература отличается использованием клише, очевидных для внимательного читателя разгадок любых тайн и частым обращением к ставшим в нашем сознании заезженными сюжетам.
Детектив, за счёт которого прославилась Дарья Донцова, — один из таких жанров. Ещё до Шерлока Холмса люди любили загадки, а благодаря Конан Дойлю расследования убийств и краж превратились в классический вид популярной литературы, граничащий одновременно с массовостью и элитарностью в зависимости от таланта автора.
С видео-саммари «Психологический портрет убийцы» вы будете ещё быстрее понимать, что убийца — дворецкий. А специально для читателей журнала действует бесплатный доступ ко всем саммари по промокоду BLOG30. Успевайте ввести его до 15 августа при регистрации в приложении и на сайте!
Массовая литература рассчитана на сиюминутность, она не претендует стать частью домашней библиотеки. Очень точно такую литературу определяли в XIX веке: «железнодорожное чтиво». Сегодня детективные или романтические истории тоже можно купить на любом вокзале перед поездкой на дачу, обычно они продаются в мягкой обложке и стоят недорого — на один раз.

Какая литература заслуживает звания массовой?

Важная черта, не касающаяся внутреннего содержания — скорость написания книг. Обычно роман пишется за 4-5 месяцев. Сложно представить, что за такой короткий промежуток времени кто-то способен написать шедевр, поэтому потоковость и шаблонность неизменно начинает проскальзывать (да, даже у Стивена Кинга — вспомните его спор с Джорджем Мартином про скорость написания романов).
Для написания бульварного романа характерно использование следующих повествовательных моделей:
  • Любовь, всегда чистая и искренняя, самоотверженная и счастливая. Хэппи-энд обязан случиться, герои будут жить счастливо до конца своих дней.
  • Персонажи нарочито хорошие, воплощающие едва ли не все существующие добродетели. У них практически отсутствуют негативные черты, а конфликт со злодеем показывается через чёрно-белую призму добра и зла.
  • Жизнь героев похожа на фанфик: простушка из села встречается взглядом с известным актером и через несколько страниц между ними разгорается большая и светлая любовь.
  • Массовой культуре свойственна так называемая поэтика повседневности, поэтому, например, на страницах «дамских романов» часто появляются атрибуты роскоши: известные рестораны, бутики, герои носят одежду модных брендов и т.д.
Последний пункт Дарья Донцова «отработала» на все сто: она выпустила в свет «Кулинарную книгу лентяйки», в которую вошли многие блюда, упомянутые в ее романах. По этим рецептам готовит блюда её самая известная героиня, Евлампия Романова. Они отсылают нас к российскому шоу-бизнесу. Например, по рецепту от Бориса Моисеева девушка добавляет в щавелевый суп сок лимона. А под руководством Аллы Пугачевой она выгребает из холодильника всю еду и готовит изысканное блюдо под названием «пугачевка».
«Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант» (2003–2007)
Все перечисленные детали сближают читателя с героями, заставляют сочувственно кивать или смеяться над обыденными вещами.

Стыдно ли читать массовую литературу?

Безусловно, мнения на этот счет разные. Во многом они основываются на желании принадлежать к особой среде, которая читает заумные философские труды и свысока глядит на тех, кто предпочитает фэнтези и детективы. Люди хотят казаться лучше, чем они есть на самом деле, во всех сферах. Это свидетельствует о неуверенности в себе или внутреннем неприятии своих интересов: хочется, чтобы никто не заподозрил тебя в несоответствии каким-либо «нормам», выстроенным другими.
К тому же, вкус к «высокой» литературе не бесспорен: одно и то же произведение каждый из нас воспринимает неодинаково. Например, когда ближайший друг советует вам историю, она не всегда соответствует ожиданиям. То, что сильно его сильно впечатлило, вам покажется совершенно скучным поворотом, который был виден издалека.
Не стоит забывать и про основную функцию массовой литературы. Она призвана развлекать. Книги под незамысловатыми названиями «Шекспир курит в сторонке» или «Старуха Кристи — отдыхает» вызывают улыбку в тот же момент, когда они оказываются в ваших руках.
К Донцовой можно относиться неоднозначно, но иногда все-таки хочется раскрыть книжку с увлекательным и незамысловатым сюжетом, чтобы просто отдохнуть и испытать ожидаемые и предсказуемые эмоции, а не разбираться в замысловатых подтекстах.
Современная литература в принципе дело сложное: кажется, что все сюжеты написаны и что сказать больше нечего. Так это или нет — решать вам, но мы подготовили разбор современного романа Кормака Маккарти, за который он получил Пулитцеровскую премию:
«Дорога» Кормака МакКарти — гениальный роман или очередное чтиво про постапокалипсис?
ЛИТЕРАТУРА