До конца акции осталось:
Исполни мечту — подари обучение. Выбери курс в подарок
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Дорога» Кормака МакКарти — гениальный роман или очередное чтиво про постапокалипсис?

«Дорога» — один из самых известных романов МакКарти, опубликованный в 2006 году. Путешествие отца и сына по постапокалиптической Америке становится метафорой, отражением философских вопросов о человеческой природе, нравственности и смысле жизни. Рассказываем подробнее.
Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

О чём роман?

«Дорога» — история о выживании после случившегося апокалипсиса. Причины катастрофы не названы, да они и не важны: сюжет фокусируется вокруг идущих к морю спустя несколько лет после конце цивилизации людях.
Отец и сын в романе не имеют имён, что усиляет общее впечатление от безнадёжной атмосферы нарисованного МакКарти мира. Имена оказываются не нужны после конца цивилизации. Герои идут к морю по пустынным дорогам и заброшенным городам, сталкиваясь с бесконечными опасностями, мародёрами, каннибалами и изредка — другими не враждебно настроенными путниками. Их единственный и самый ценный актив — они сами.
Сама завязка проста: отец хочет уйти из северных широт в более тёплый климат, чтобы пережить зиму. Они пускаются в путь по покрытыми пеплом дорогам, встречаясь по пути с разными препятствиями и лишениями.
«Дорога» (2009), реж. Дж. Хиллкоут

Жестокий новый мир

В этом постапокалиптическом пространстве и природа, и цивилизация лежат в руинах. Все живут по принципу «бей или беги», стараются держаться как можно дальше от незнакомцев. Из-за того, что катастрофа уничтожила практически всё живое, включая растения и животных, многие выжившие становятся каннибалами и охотятся на других людей. Страх отца перед ними показан в сцене, когда он говорит про две пули, оставшиеся в пистолете и говорит сыну использовать их по уму, если он окажется в безвыходной ситуации и ему будет грозить захват в плен к таким группировкам.
Несмотря на откровенно жестокий мир вокруг героев, автор даёт им надежду. Отец находит её в сыне, а сын — в отце. Отец учит его быть добрым и «нести свет», не становиться жестоким и зачерствевшим человеком. Чтобы выжить и сохранить человечность нужен баланс, которого очень сложно достичь. Отец, пишет МакКарти, «осознал суть этого мира: неумолимое холодное движение планеты; Земля погибла, не оставив наследников; безжалостная темнота; слепые псы солнца в вечном движении; гнетущая черная пустота вселенной». Но в некоторой наивности ребёнка, его совершенно искренних желаниях и размышлениях читателю видится неуловимое чувство, что ещё не всё потеряно.

Есть ли цель нашего пути?

Роман можно интерпретировать как философскую притчу-аллегорию о конце времён и об огне, который горит, несмотря на все лишения и невзгоды, в отдельных людях. Его можно рассматривать и как текст о бесконечной дороге, родственный беккетовской пьесе «В ожидании Годо». В обоих произведениях присутствуют темы морали и ненасытности человеческих желаний, которые привели к гибели миллионов: Беккет пишет в контексте послевоенной литературы, когда ещё свежи были раны от Второй мировой войны, а МакКарти — в наше время, когда технологии постоянно обновляются и становятся всё более смертоносными и опасными.
Несмотря на простоту языка, текст пестрит сложными отсылками на Платона и Данте. Так, в начале романа отец просыпается в тёмном лесу, что отсылает к первым строкам «Божественной комедии»:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу.
На Платона отсылка более сложная, появляющаяся во снах героя: «Существо двинулось в сторону выхода из пещеры. Однако... существо не может выносить свет, поэтому не может выносить видения истины и решает вернуться во тьму, то есть в Пещеру и ее оковы». Миф о пещере здесь символизирует неспособность отца признать, что его усилия могут оказаться напрасными: и он, и его сын могут погибнуть в любой день. К тому же, отец болен — при кашле на его ладонях остаётся кровь. Он игнорирует это знание, однако оно возвращается к нему по ночам в виде сновидений о прошлом и аллегорических видений.
«Дорога» (2009), реж. Дж. Хиллкоут

Фолкнер нашего времени

Даже если вы еще не читали Маккарти, вы, скорее всего, знаете культовую экранизацию его неовестерна «Старикам тут не место». Его ранние годы жизни (а отчасти и поздние) были омрачены бедностью, а к литературе он пришёл только после долгого поиска себя: обучения на физико-инженерной специальности и нескольких лет в армии. Только в 25 он решился исполнить давнее желание и поступил на специальность, связанную с английским языком и литературой.
Во втором колледже он начал публиковать первые рассказы, а затем и романы в духе «южной готики» — мрачные истории о темном устройстве человеческой души на фоне богатых фольклором небольших городков в американской глубинке. Главные мастера этого жанра — Уильям Фолкнер и Теннеси Уильямс, Харпер Ли и Фланнери О’Коннор. К этой традиции причисляют и Кормака МакКарти.
Его стиль довольно легко отличить от других современных авторов. МакКарти пишет короткими предложениями, делает акцент не на количестве слов, а на их качестве и способности поразить читателя своей точностью. Любая деталь в его книгах служит какой-то цели: если она не сыграет сразу, то обязательно всплывёт через несколько страниц или глав.
«Дорога» понравится тем, кто любит истории об опасных путешествиях ребёнка и его отцовской фигуры в разных сеттингах, будь то постапокалипсис в The Last of Us или космоопера на манер «Мандалорца». Тех, кто предпочитает сложные истории с философской подоплёкой, порадуют не только сложные и тяжёлые темы, которые автор не боится поднимать, но и его виртуозное встраивание в нарратив известных концептов наподобие разобранного нами выше мифа о пещере.
ЛИТЕРАТУРА