На первый взгляд такие стили, как импрессионизм и постимпрессионизм могут быть похожи. Однако между ними есть много важных отличий. Каких? Рассказываем в статье.
Время чтения: 3 минуты.
Время чтения: 3 минуты.
Приложение для саморазвития. Скачать
Импрессионизм: сиюминутность момента и отсутствие черного цвета
Импрессионизм — направление, которое появилось во Франции в конце XIX века. Это слово произошло от французского impression, что означает «впечатление». Впервые это слово употребил журналист Луи Леруа в статье о выставке «Салон отверженных». Он назвал художников «впечатлистами» («импрессионистами»). Журналист даже выдумал историю, что люди, которые пришли на выставку, сошли с ума из-за картины «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне. Живописцы увидели эту статью и решили называть себя импрессионистами в знак протеста.
Художники отвергали традиции реализма и классицизма. Они хотели показать конкретный момент и передать эмоции и чувства. Импрессионисты не использовали черный цвет, не размешивали краски на палитре, они делали это сразу на холсте. Кроме того, живописцы экспериментировали со светом и тенью. Они писали один и тот же пейзаж, но в разное время года и суток. Например, у Клода Моне есть серия картин «Стога». Импрессионисты не изображали социальные, религиозные темы. Для них было важно показать пейзажи, людей, которых они часто писали в движении. Среди наиболее известных представителей этого направления можно выделить Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара, Альфреда Сислея, Эдгара Дега.
Постимпрессионизм:
Постимпрессионизм появился в начале XX века. Художники отвергали традиции импрессионизма и реализма, они искали новые приемы. В отличие от импрессионистов, которые стремились показать мгновение, постимпрессионисты изображали длительное состояние жизни. Впервые термин постимпрессионизм использовал искусствовед Роджер Фрай в 1906 году. Через несколько лет он еще раз употребил это название направления, когда готовил выставку «Мане и постимпрессионисты». Публика критиковала экспозицию, назвав ее «возмутительной, анархистской и детской».
Интересно, что постимпрессионисты работали в индивидуальных стилях, они конкурировали друг с другом. Например, Поль Гоген и Жорж Сера критиковали стили друг друга. Поль Гоген использовал чистые цвета, четкие линии, абстракции. А Жорж Сера развивал идею о контрастных и дополнительных цветах. В итоге его техника стала называться пуантилизмом. Винсент Ван Гог, яркий представитель постимпрессионизма, любил творчество импрессионистов, а работы Поля Сезанна, наоборот, считал заказными. Ван Гог работал в своем стиле, он использовал яркие цвета, широкие мазки с изгибами. Для творчества Поля Сезанна была характерна архитектуризация, то есть все фрагменты картины способствовали созданию общей целостности. Он как будто «строил» полотно, а не писал его.
Импрессионизм VS Постимпрессионизм
И импрессионисты, и постимпрессионисты использовали яркие цвета, писали толстыми мазками и отображали предметы из реальной жизни, преображая их. Оба направления считаются известными стилями живописи.
Однако у них много отличий. Импрессионисты изображали пейзажи, для них было важно показать свет и цвет. А постимпрессионисты акцентировали внимание на символике работ. Если первые писали на свежем воздухе, то вторые работали в мастерской. Импрессионизм послужил основой для развития таких направлений, как постимпрессионизм, кубизм, фовизм. Постимпрессионисты же были идейными вдохновителями современных направлений. Импрессионисты отражали эмоции на полотнах, но не делали это главным. В основном они концентрировались на предмете, а вот на картинах постимпрессионистов преобладают чувства и эмоции.
Импрессионисты любили работать на пленэре. Почему они покидали мастерские и выезжали на открытый воздух? Рассказываем в статье:
Как появился пленэр?