Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Как появился пленэр?

Пленэр получил распространение лишь в первой половине XIX века. Художники стали покидать мастерские и выезжать на открытый воздух, чтобы писать «живые» и динамичные полотна. Рассказываем, чем работы на пленэре отличаются от картин, написанных по этюдам, и какие русские художники создавали картины с натуры.

Время чтения: 3 минуты.

Свежесть пленэрной живописи

Слово пленэр в переводе с французского означает «на открытом воздухе». Именно эта живопись имеет свежесть, способна передать мгновение, мимолетность. В картинах художников, которые пишут по этюдам или по памяти, этого нет. Принципы пленэра появились в первой половине XIX века. Живописцы поняли, что на открытом воздухе пейзажи получаются с естественным освещением и световоздушной средой. В начале XIX века английский художник Джон Констебль создавал картины с натуры, передавал в них погодные изменения, но все равно дорабатывал их в мастерской. Только через полвека художники, а именно мастера барбизонской школы, Камиль Коро, стали работать на пленэре. Считалось, что живописцы, которые пишут на открытом воздухе, вступают в тесный контакт с природой. Они чувствуют малейшие изменения в ней и передают их на полотнах.
Уинслоу Хомер, «Художники зарисовывают в Белых горах». 1868 год

Импрессионисты — любители писать с натуры

Особенно любили работать на природе французские импрессионисты: Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей. В 1891 году Клод Моне решил создать серию картин «Тополя». Это был действительно рискованный и сложный эксперимент. Художник писал одновременно на нескольких мольбертах. Он пытался уловить освещение и колорит, которые менялись в зависимости от времени суток и погоды. Импрессионисты не смешивали краски на палитре. Они накладывали рядом мазки, за счет чего пейзажи получались яркими, свежими. В них художники передавали мгновение. Например, чтобы получить желтый цвет, живописцы клали на палитру желтую, красную, коричневую краски и смешивали. Импрессионисты же накладывали все краски сразу на холст. И оттенки уже смешивались у зрителей, когда они смотрели на картину.
Клод Моне, «Тополя». 1892 год

Русские художники-пленэристы

Последователи импрессионистов также прибегали к пленэрной живописи. Например, французский маринист Альбер Марк создал картину «Порт Гонфлер». Зритель видит, что пейзаж полон жизни, в нем живописец передает движение. Поверхность воды отражает лучи солнца и приобретает желто-голубой цвет. Мы ощущаем свежесть, влажный морской воздух.
Русские художники тоже работали на открытом воздухе. Во второй половине XIX-начале XX вв. Валентин Серов, Василий Поленов, Исаак Левитан, Константин Коровин создавали пейзажи на пленэре. Так, Исаак Левитан показал на картине «Март» пробуждение природы от зимнего сна. На снегу мы видим синие, голубые, лиловые тени. Художник изображает снег светлым, так как на него падают лучи яркого солнца. Свет отражается от сугробов, и они приобретают нежные оттенки.
Исаак Левитан, «Март». 1895 год.
С конца XIX века будущих художников учат работать на пленэре. Живописцы покидают мастерские и едут на воздух, чтобы писать «живые» пейзажи. Несмотря на то, что появляются новые направления, пленэр не теряет своей популярности.
Экзамен по истории искусств не за горами, а вы не можете отличить Моне от Мане и путаетесь в импрессионизме и постимпрессионизме? Получите готовый анализ основных представителей и произведений импрессионизма в саммари «История импрессионизма: как он изменил искусство». А промокод BLOG30 подарит вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц.
А почему картины импрессионистов называли «мазней», «цветными пятнами», «обоями» и даже «сифилисом», а сейчас их считают классикой истории искусства? Рассказываем в статье:
Что такое импрессионизм
ЖИВОПИСЬ ИСКУССТВО