Западничество и славянофильство — одни из самых известных течений 40-50-х гг. XIX века. Их представители имели разное мнение о пути развития России. В чем же суть спора западников и славянофилов? Рассказываем в статье.
Впервые термин «славянофил» использовал поэт Константин Батюшков для обозначения общественного типа. Слово «западничество» употреблял Иван Панаев в «Воспоминаниях» в 40-х гг. XIX века. Славянофилы считали, что Россия должна развиваться «особым путем», и западный опыт ей не нужен. Особенно их взгляды обострились после «Философского письма» Чаадаева. Западники же настаивали, что страна должна ориентироваться на западный опыт. Это поможет России сделать рывок и достичь больших высот.
Славянофилы признавали только мирное развитие. Они считали единственно возможной формой правления самодержавие и не признавали введение конституции. Среди западничества было два направления: либеральное и революционное. Первые придерживались мирных реформ, а вторые — радикальных способов решения проблем. Западники видели Россию конституционной монархией по типу Англии или республикой.
Известные представители
Среди известных представителей славянофильства были литературы, ученые: Хомяков, Аксаков, Самарин, Киреевский, Самарин, Валуев, Беляев. Славянофилы сосредотачивались в Москве в литературных салонах Елагиных, Свербеевых, Павловых. В основном они печатались в журнале «Москвитянин», часто подвергались цензуре. В конце 1850-х гг. после смягчения цензуры славянофилы создали журналы «Русская беседа», «Сельское благоустройство».
Западники выступали в московских литературных салонах. К ним относились Герцен, Грановский, Огарев, Боткин, Белинский. В 1840-х гг. западничество раскололось на либеральное (Анненков, Кавелин) и революционное (Герцен, Белинский). Они спорили о методах реформ и религии.
Взгляды на развитие России
Славянофилы выступали за отмену крепостного права. Но при этом они хотели сохранить привычный уклад крестьян — общины. Каждая община должна была наделяться землей за выкуп. Западники тоже поддерживали отмену крепостного права. Они говорили, что нужно использовать наемный труд, тогда промышленность будет расти.
Славянофилы придерживались мнения, что правительство должно последовательно развивать банки, железные дороги. Они считали веру «краеугольным камнем» особой исторической миссии. Западники говорили о необходимости быстрого развития экономики. В отличие от славянофилов, они не ставили религию во главу угла. По их мнению, когда дело касается важных вопросов, она не должна мешать. Различалось и отношение к Петру I. Славянофилы не принимали его реформы, а западники утверждали, что он великий реформатор.