О выборе пути развития страны российское общество рефлексирует со времён Петра I. В XIX веке сформировалось два общественных течения: западники и славянофилы. Их представители озадачились поиском ответов на мучительные вопросы о месте России в мире, её «особом пути» и уникальности души русского народа. Чем закончился этот спор, рассказываем в нашей статье.
Время чтения: 3 минуты
Время чтения: 3 минуты
Как появились западники и славянофилы
Оба течения возникли как реакция на происходящие в то время исторические события. В Европе под лозунгом «свобода, равенство, братство» отгремели революции, которые привели к падению абсолютизма. А в России, где считали, что Запад переживает деградацию, министр просвещения граф С. С. Уваров предложил новую официальную идеологию — «Православие, самодержавие, народность».
Эти три оплота русской государственности были призваны спасти Россию от тлетворного влияния Запада и сохранить существующий политический режим, где царь и народ едины перед лицом истинной церкви — православной.
Либерально настроенная часть общества не оценила новую идею и весьма критично отреагировала на предложенную Уваровым концепцию.
С чего начался спор
В это же время публикуется знаменитое философическое письмо П. Я. Чаадаева, которое он написал, будучи под впечатлением от жизни за границей. Этот манифест наделал много шума в обществе. Автора объявили сумасшедшим и упекли под домашний арест.
В своём письме Чаадаев сетует на то, что Россия сбилась с пути и откололась от Европы, выбрав «восточное православие». Страна закостенела в развитии и оказалась вне мировых цивилизаций, ни там, ни тут, словно отрезанный ломоть.
«Исторический опыт для нас не существует; поколения и века протекли без пользы для нас. Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё, что нам досталось от этого прогресса, мы исказили».
Спасение Чаадаев видел в перенимании опыта и объединении всех христианских цивилизаций.
Принципиально разные точки зрения Уварова и Чаадаева породили спор в обществе и поделили его на западников и славянофилов. Первые соглашались с Чаадаевым в том, что России нужно примкнуть к Европе, а не противопоставлять себя ей. Вторые говорили о самобытности, особенном историческом пути России и порицали «ненужные заимствования» у Европы.
Государственная машина считала инакомыслием оба взгляда.
Думаете, что разбираетесь в истории? Проверьте свои знания с помощью нашего теста:
Почему западники и славянофилы — части одного целого
Несмотря на то что разговор о западниках и славянофилах всегда идёт в контексте их спора, важно понимать, что и те, и другие имели много общего. Представители обоих течений — выходцы из либералов, оппозиционно настроенные по отношению к существовавшему режиму. Они верили в Россию и желали видеть её могучей и процветающей. И западники, и славянофилы считали, что социально-политические перемены жизненно необходимы стране. И те и другие критически относились к крепостному праву.
Никто из них не хотел повторять кровавый сценарий по образцу французской революции. Они рассуждали о ненасильственных способах преобразований и постепенном характере реформ, инициатива которых должна идти сверху.
Идеологический спор между оппонентами лежал исключительно в плоскости отношения к Европе и сравнения себя с ней. Западники считали, что Россия отстала, нужно догонять и перенимать опыт. Славянофилы не соглашались с этим, говоря о том, что у страны свой, «особый путь», следуя которому, она не только спасёт себя, но и Европу. Но ни те, ни другие не отделяли себя от Европы, мысля Россию частью западной культуры.
Западники отстаивали индивидуализм и свободу личности. Они видели в буржуазной Европе идеал, к которому нужно стремиться, а в отсталости России винили чрезмерную религиозность и монархизм.
Славянофилы считали, что русскому народу присуща общинность и соборность, ратовали за его «духовную особенность» перед остальным миром. По их мнению, следование европейской модели и «предрассудкам западной цивилизации» губительно для России.
Чем закончился спор
Среди историков и обычных людей есть мнение, что спор западников и славянофилов не закончился до сих пор. В том смысле, что Россия — это страна, которая всё время находится на распутье, в процессе выбора пути.
С научно-исторической точки зрения этот спор нельзя считать актуальным сегодня. Да, разговоры об «особом пути» России ведутся по сей день, но в ином контексте. Идеи западников и славянофилов XIX столетия возникли как реакция на конкретное время, на определённый исторический период. Отмена крепостного права и Великие реформы Александра II, которых желали и те, и другие, в итоге случились. И общественная мысль не осталась на том же уровне развития, а пошла дальше.
Предчувствуете, что на сессии ваши споры с преподавателями будут еще горячее, чем у славянофилов и западников, только их корень — в ваших пропусках пар? Подготовьтесь к экзамену за ночь и получите заслуженную пятерку с саммари «История философии: от античности до наших дней». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Предчувствуете, что на сессии ваши споры с преподавателями будут еще горячее, чем у славянофилов и западников, только их корень — в ваших пропусках пар? Подготовьтесь к экзамену за ночь и получите заслуженную пятерку с саммари «История философии: от античности до наших дней». Промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Нравится читать об истории? Ещё больше интересного в нашей статье:
Почему Москва — третий Рим