Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Этика Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — немецкий философ, основоположник абсолютного идеализма. Как его идеи реализуются в этической сфере? Разбираемся в статье.

Время чтения: 3 минуты.

Приложение для саморазвития. Скачать

Философские идеи Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель — основоположник абсолютного идеализма. Он считает, что есть некоторый первичный дух — идея, замысел. Существует нематериальная причина, из-за которой и меняется материя. Гегель критиковал Иммануила Канта, который был материалистом и считал, что именно материя влияет на идею. Кроме того, Гегель является отцом диалектики. По его мнению, развитие происходит трехчастным путем. Сначала есть тезис, некоторое утверждение, затем антитезис, опровержение, и в конце получается синтез — новое явление.
Именно таким путем у Гегеля развивается история. Мы можем взять античность, ее антитезисом стало Средневековье. В античности было представление о ценности индивидуального, счастья как высшей ценности. Затем появилось Средневековье, которое поставило высшее благо над индивидуальными ценностями. Средневековье — антитезис к античности. Потом появилось новое время, которое синтезировало в себе античность и Средневековье. У Гегеля главное — это процесс постоянного становления, ничего не является окончательным. Этот процесс называется движением познания и самопознания абсолютного духа. Именно он и будет двигать весь исторический процесс.

Что такое моральный поступок?

Гегель приводит три этапа становления объективного духа в разрезе нравственности, то есть как его идея реализуется в этической сфере. Первый тезис — это право, когда воля определяется внешним источником, то есть законом государства.
Следующий этап — это нравственность. Человек начинает не только следовать закону, но и согласовывать свою волю с волей других людей. И последний этап — синтез. Когда человечество прошло первые два этапа, оно может перейти на ступень морали. Мораль — это внутренний автономный закон. Гегель говорил, что период морали начался с Сократа, потому что он впервые исследовал человека, его внутренние склонности и желания.
Но каким образом мы можем совершить моральный поступок, по мнению Гегеля? Философ предлагает три составляющих. Первое — это умысел и вина. Мы всегда имеем желание, когда наша воля выбирает тот или иной поступок. Но мы знаем, что есть внешние обстоятельства, и мы несем последствия за поступки. Именно поэтому одним из механизмов контроля является вина. Вторая составляющая морального поступка — это намерение и благо. Мы имеем частные интересы и намерения, но как моральные существа мы должны их преодолеть ради блага других людей. Третья составляющая — это добро и совесть. Добро является «реализованной свободой, абсолютно конечной целью мира», а совесть определяет долг.

Три стадии становления нравственности

Гегель продолжает мысль Канта, что есть некоторый долг. Но он вводит внутренний механизм регуляции — совесть. Этика Гегеля переплетена с учением о праве. У него нет отдельной книги, которая посвящена только вопросам этики. Для философа краеугольным камнем, который он исследует, становится пространство нравственности. Здесь воля одного человека согласуется со многими. Человеку нужно проводить оценку своей воли, насколько она не мешает свободе других людей. Гегель считает, что «нравственность — это разум воли». Человек всегда с помощью разума может провести оценку.
Философ приводит три стадии становления разума. Первое и самое фундаментальное — это семья. Гегель говорит, что это основа естественной морали, где человек получает первичные представления о добре и зле. Второе — гражданское общество. Личность становится индивидуальностью и приобретает навыки защищать свои частные интересы в сообществе других людей. Третий этап — государство. Индивидуальные цели составляют общее благо, а свобода закрепляется не одними моральными предписаниями, но также правовыми установлениями.
ФИЛОСОФИЯ