Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему нам нравятся злодеи?

Когда мы читаем книги или смотрим кино, то, конечно, хотим, чтобы добро победило. И все же некоторые злодеи заставляют нас задуматься, а не хотим ли мы перейти на темную сторону? Почему же мы влюбляемся в злодеев? Рассказываем в статье.

Время чтения: 5 минут.

Приложение для саморазвития. Скачать

Злодеи нашего времени

Сейчас в поп-культуре многие антагонисты получают второй шанс. Мы видим знакомые истории, рассказанные от лица злодеев, и с их точки зрения все выглядит совсем иначе. Так, мы заново познакомились с Малефисентой, Джокером, Круэллой и многими другими. Раньше у них не было предыстории, понятных мотивов и прописанных характеров. Они были просто злыми и хотели поработить мир без особых на то причин. Конечно, таким персонажам сложно сопереживать. Они, скорее, вызовут ненависть или раздражение, поэтому современные авторы задумались, а как злодеи стали злодеями. Теперь они стали живыми людьми, они проявляют эмоции, у них есть переживания. Часто можно обнаружить, что их прошлое было непростым, и трудные обстоятельства вынудили их выбрать темную сторону. Таким героям мы можем сопереживать.
Мы можем представить себя на их месте, именно так работает эмпатия. Определение этого слова в современном понимании дал еще Фрейд. Эмпатия подразумевает, что мы ставим себя на место другого человека и пытаемся понять его. Такое возможно, если у персонажа вообще есть какие-то эмоции. Некоторым злодеям сопереживать даже проще, чем героям. Абсолютное добро также безлико, как и абсолютное зло. Нам бывает сложно поставить себя на место идеального протагониста, недостатки которого существуют только для того, чтобы замаскировать его нереалистичность.
Но все-таки эмпатия не объясняет, что же такого мы находим в злодеях. Большинство протагонистов — это живые люди, у которых есть проблемы и недостатки. Например, Гарри Поттер — сирота, который жил в чулане под лестницей. Но многие все равно сопереживают аристократу Драко Малфою. Почему? Ответ кроется в харизме. Именно она ставит финальную точку в вопросе, нравится ли нам человек или персонаж. Тренер по ораторскому искусству Оливия Фокс Кабейн выделяет четыре типа харизмы: сосредоточенная, вдохновляющая, доброжелательная и властная.

Сосредоточенная харизма

Человек с сосредоточенной харизмой очень мало говорит, но много слушает. Такое слушание в психологии называется активным. Мы видим, что наши слова действительно интересны собеседнику, он задает наводящие вопросы и направляет на нас внимание. Он готов вдумчиво погружаться в наши проблемы, наши чувства важны для него. Кажется, такое поведение не свойственно злодеям, но это не так. Для того, чтобы построить коварный план, нужно досконально изучить противника. Злодей интересуется героем. Они становятся верными врагами, которых нельзя представить друг без друга. Достаточно вспомнить Бэтмена и Джокера, Шерлока Холмса и Мориарти.

Вдохновляющая харизма

Характер человека за вдохновляющей харизмой может быть далек от идеала. Но нам это и не важно, ведь он потрясающий оратор, умеющий воодушевить одними только словами. Такие люди способны мотивировать, заряжать энергией, вести за собой. Они транслируют уверенность такой силы, что мы идем за ними как за крысоловами, на время отключая критическое мышление. Истории известны ораторы, которые могли поднять за собой целые армии. Из выдуманных персонажей такой харизмой обладает Геллерт Гриндевальд из вселенной «Гарри Поттера». В «Фантастических тварях» мы видим, что он действительно заразил многих волшебников своими идеями. Такие злодеи могут даже заставить нас задуматься, а так ли коварны их планы или в них все же есть здравое зерно.

Доброжелательная харизма

Доброжелательная харизма считается самой эффективной и обучиться ей достаточно просто. Это харизма друга, который верит в тебя, поддерживает и всегда рядом, если нужен. Однако не стоит путать такое поведение с угодливостью. Такие люди как раз привлекают потому, что вместе с доброжелательностью демонстрируют силу и устойчивость. Это тот самый начальник, который за разговором о сроках исполнения поинтересуется, как чувствует себя твоя бабушка. За такой маской обычно скрываются внезапные злодеи — те самые, на которых никто и не думал. Например, в мультфильме «Зверополис» зайка Джуди часто контактирует с мисс Барашкис. Та интересуется ее самочувствием, помогает получить должность и говорит, что им, маленьким, нужно держаться вместе. Она всячески показывает, что она надежный друг и всегда готова прийти на помощь. На этом контрасте нам кажется очень эффектной финальная сцена, где Барашкис сбрасывает овечью шкуру. Часто после подобного поворота симпатия к персонажу пропадает, ведь он оказывается не тем, кем мы его считали, и утрачивает харизму.

Властная харизма

Властная харизма отличается от других типов одной важной деталью — она не должна вызывать у нас расположения. Мы можем даже ненавидеть человека с такой харизмой, но будем подчиняться и идти за ним из страха или ощущения, что власть должна быть у него. При этом такой человек не обязательно будет вести к чему-то плохому. Хотя часто получается именно так. Малефисента как раз обладает таким типом харизмы. Потеряв крылья, она превращается в злую фею, власть которой держится на ее магической силе. Ей нет равных, а потому остальные выбирают идти за ней. Быть на ее стороне безопаснее. У Драко Малфоя тоже властная харизма. И хотя его власть заключается в том, что он может все рассказать отцу, это работает. Он знает, что у него есть сила, и другие тоже это чувствуют.
2024-01-19 19:07 ПСИХОЛОГИЯ КИНЕМАТОГРАФ