Журнал «Правого Полушария Интроверта»

«Неизвестный» Петров-Водкин: почему выставку в KGallery нужно обязательно посмотреть

Какие выставки чаще всего приковывают внимание общественности? Те, что проходят в главных музеях страны. Но сейчас мы обсудим абсолютно противоположный случай. В частной петербургской галерее KGallery проходит выставка работ Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина. И это мероприятие однозначно стоит посетить всем, кто влюблен в искусство. Картины, которые находятся в экспозиции, взяты из частных коллекций и давно не выставлялись. По сути, это возможность по-новому взглянуть на известного художника. Наш эксперт Дарья Шеховцова приехала из Москвы, чтобы посмотреть выставку и рассказать вам, почему это событие никак нельзя пропустить.

Время чтения: 11 минут.

Хочешь лучше разобраться в теме? Скачивай приложение «Интроверт» — 2000 академических лекций в одном приложении

Специфика и позиционирование выставки

Чтобы понять специфику выставки, нужно познакомиться с институцией, которая ее проводит. Это KGallery — крупнейшая частная галерея в Санкт-Петербурге. Чаще всего она работает не с современным искусством, а с произведениями XIX–XX веков. Именно этот пласт искусства составляет основную часть ее коллекции. К слову, она очень богата и содержит ценные предметы: от академических штудий до агитационного фарфора 1920–1930-х годов.

Выставочная деятельность — одно из главных направлений работы KGallery. И экспозиция к 145-летию со дня рождения Кузьмы Петрова-Водкина встраивается в череду ее успешных проектов. Куратором выставки стал основатель галереи Владимир Березовский. Научным консультантом выступила Валентина Бородина — заведующая Хвалынским художественно-мемориальным музеем К. С. Петрова-Водкина.
В манифесте к выставке организаторы сразу обозначают цель — помочь зрителю взглянуть на творчество художника по-новому. Поэтому в основу легли произведения, которые долго не экспонировались. Это и ранние труды: мастер их создал, прежде чем сделал открытия в области перспективы и нашел собственный колористический язык. Это и графические работы, в числе которых книжные иллюстрации: это тот самый раздел в творчестве Петрова-Водкина, который часто остается незамеченным. Конечно, не только эти предметы входят в экспозицию, но именно они позволяют раскрыть менее известную сторону художника и глубже заглянуть в его творчество.

В этом помогает еще одно удачное решение кураторов: на выставке рядом с некоторыми картинами находятся результаты технико-технологических экспертиз. Нам буквально показывают «закулисье» галерейного мира. Многие полотна взяты из частных собраний. Прежде чем попасть в выставочный зал, они подверглись большому количеству исследований, в том числе рентгенограмме. Благодаря экспертизе на некоторых картинах удалось обнаружить «нижний слой» — изображения, которые прятались под основным сюжетом. Они и становятся дополнением выставки.
Дизайн экспозиции разработало петербургское архитектурное бюро «Архатака». Кстати, один из его основателей, Андрей Воронов, создал известный проект выставки «Великий Карл» в Русском музее — наши рассуждения об этом ты сможешь прочитать в рецензии.

Так вот, в случае с творчеством Петрова-Водкина дизайн экспозиции становится деликатным проводником в мир художника. Выбор цветов отсылает к излюбленным оттенкам самого мастера — розовому и зеленому, которые он часто использовал в натюрмортах. Заметим, что красный цвет архитекторы избегают, хотя он напрямую ассоциируется с художником благодаря наиболее знаменитым работам. Как нам кажется, это грамотное решение: «неизвестного», нового для публики Петрова-Водкина, красный мог бы просто заглушить.
Кстати, занятная деталь: само пространство галереи созвучно выбранному подходу к экспозиции. Здесь вы не найдете полотен большого размера, почти не представлены признанные шедевры — и это делает взгляд на художника очень личным. А камерное пространство с небольшими залами и узкими переходами этому вторит. Что же, давайте пройдем по нему и постараемся открыть для себя мастера по-новому.

Логика и состав экспозиции

Перейдем к тому, как выстроена логика выставки. Она сочетает хронологический и тематический принципы. Нам показывают, как развивается художественный язык Петрова-Водкина, но вместе с тем группируют этот рассказ по отдельным смысловым блокам.

Экспозицию открывает зал, который при помощи фальшстен разделен на два уровня: центральный и внешний. Центральный — стартовая точка знакомства с художником, и она максимально приближена к массовому зрителю. Именно здесь мы видим наибольшее количество известных картин — и живописные натюрморты, и «Работницу». Иными словами, это полотна, в которых мы находим совершенно «классического Петрова-Водкина», с привычной цветовой гаммой, насыщенными тонами и лицами, похожими на лики святых.

Это буквально пространство узнавания мастера — важный сценарный ход, который помогает проникнуться выставкой даже человеку без глубоких представлений о художнике. Архитектор экспозиции Андрей Воронов, кстати, упоминал, что решение дополнительно выделить внутреннее пространство в зале отсылает к идее «сферической перспективы». А это главное открытие Петрова-Водкина.
Остаемся в центральном пространстве, но поворачиваемся к входу и видим: с «внешнего» уровня этого же зала на нас взирает автопортрет художника и несколько небольших этюдов с его детьми. Подходим ближе, огибаем зал по наружному ряду. И вот уж действительно первая точка «личного знакомства» с мастером.
В этой части выставки представлены ранние работы Петрова-Водкина, которые на контрасте с экспонатами в центре кажутся совершенно чужими. Этот эффект неожиданности заставляет сфокусировать внимание и настроиться на более глубокое понимание художника. Здесь мы видим работы, которые он создал в Париже, колорит, который отражает его вдохновение символистами, а также многочисленные рисунки обнаженной натуры. И, наконец, мы встречаем тех, кто оказал огромное влияние на становление мастера — Валентина Серова и Михаила Врубеля.

Движемся в маленькое переходное помещение, которое погружает в историю поездок Петрова-Водкина. Перед лестницей на второй этаж мы видим работы из путешествия в Северную Африку, Самарканд и парижские рисунки. Пространство небольшое, уютное и почти не предполагает масштабных экспонатов. Самое крупное полотно — «Айша» — показывает, как в творчестве Петрова-Водкина появляется особенная деликатная декоративность и интерес к орнаменту. В остальном живопись представляют небольшие пейзажи.
Главное место здесь отведено графике и теоретическим работам художника, в том числе автобиографическому труду «Пространство Эвклида». В нем Петров-Водкин описывает личный путь становления как художника и поиск той самой «сферичности».
Поднимаемся дальше и на миниатюрной лестничной площадке сталкиваемся с экспозицией книжной графики Петрова-Водкина. Идем выше и в следующем зале находим эскизы многих известных полотен, в том числе картины «Смерть комиссара». Но первостепенная работа здесь — графический лист «Ретроспектива». На мой взгляд, одна из самых важных точек выставки — но к ней вернемся позже.

Проходим по коридору и попадаем, пожалуй, в главный зал экспозиции. Андрей Воронов метко назвал его «сакральным пространством». И сакральным оно становится не только из-за множества религиозных изображений. Здесь нам буквально объясняют, как зарождается особенный художественный язык Петрова-Водкина.
Как заметили организаторы в текстах экспозиции, отношения мастера с религией складывались сложно. С одной стороны, важную роль в его жизни играла вера в Творца, а с другой — он рьяно отрицал христианскую церковь как институцию. Так или иначе, именно влияние религии стало одним из определяющих в искусстве Петрова-Водкина.
На художника оказали воздействие две стороны религиозной живописи: русская иконопись и западноевропейское ренессансное искусство. Кураторы прекрасно раскрывают это на выставке. Главное полотно Петрова-Водкина здесь — это, конечно, «Изгнание из Рая». А своеобразным аккомпанементом к нему служат те самые источники вдохновения.
И, наконец, развязкой этой большой истории о художнике становятся работы его учеников. Преподавание занимало в жизни Петрова-Водкина особое место. Он повлиял на становление многих крупных мастеров, в том числе Александра Самохвалова и Николая Дормидонтова. Заключительная часть выставки становится своеобразным эпилогом: методы и находки выдающегося художника отражаются в искусстве последующих поколений.

Логика экспозиции выстроена так, чтобы максимально подробно и вдумчиво рассказать зрителю о глубинных смыслах творчества Петрова-Водкина. Неочевидные стороны его искусства при должной подаче могут поведать про мастера больше, чем признанные шедевры. Реализовать этот замысел кураторам точно удалось.

Ретроспектива

Отдельно хочется упомянуть самую важную, на мой взгляд, работу выставки. Она воплощает суть экспозиции — стремление через малоизвестные вещи показать мир художника. Это графический лист «Ретроспектива».

«Ретроспектива» — небольшое произведение размером 42 х 62 см, которое выполнено тушью и пером на листе. На выставке эта работа экспонируется вместе с лупой – иначе оценить масштаб труда сложно. В графический лист художник вложил рассказ об истории становления человечества: от первобытности до современности.

Почему именно эта работа становится смысловой кульминацией выставки? Только лишь из-за детальности, которая заставляет бесконечно ее рассматривать? Совсем нет. Ретроспектива демонстрирует природу творчества Петрова-Водкина. А она выражается в его по-настоящему философском стремлении осмыслить мир. Но осмыслить не просто на уровне циклов жизни: от рождения до смерти. Нет. Он буквально уподобляется Демиургу и с «надчеловеческой» высоты стремится понять законы мироздания. В этом заключается чарующая сила его искусства — способность соединить узнаваемый авторский подход, визуальный язык и философию.
А теперь ответим на вопрос: «Стоит ли идти на выставку?». Стоит бежать. Бежать со всех ног, чтобы успеть проникнуть в ту сторону творчества художника, которая обычно скрывается за стенами частных коллекций. Известные шедевры вы всегда успеете увидеть. Но после этой экспозиции смотреть на них вы станете уже другими глазами.
Литература:

  • Петров-Водкин К. «Пространство Эвклида». Ленинград, 1932
  • Петров-Водкин К. «Самаркандия: из путевых набросков 1921 г.». Санкт-Петербург, 1923
  • Петров-Водкин К. «Письма. Статьи. Выступления. Документы». Москва, 1991
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
2025-02-05 11:02 ЖИВОПИСЬ