Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Обзор выставки «Великий Карл»: 300 шедевров и море цвета тиффани

Брюллов на фоне картин
Автор: Дарья Шеховцова, искусствовед (Санкт-Петербургская Академия художеств им. И. Репина, МГУ)
18 октября в Петербурге открылась масштабная выставка работ Карла Ивановича Брюллова. Экспозиция, приуроченная к 225-летию со дня рождения мастера, получила название «Великий Карл», ведь именно так художника называли современники. Но стоит ли идти на эту выставку? Это выяснила Дарья Шеховцова, наш эксперт-искусствовед. Она посетила экспозицию и готова поделиться впечатлениями.
Время чтения: 9 минут

Приложение для саморазвития. Скачать

Локация

«Великий Карл» проходит не на классической для Русского музея выставочной площадке — в залах корпуса Бенуа, — а в Михайловском дворце, где располагается основная экспозиция Русского музея. Семь из ее залов и отдали под выставку.
Михайловский дворец и картины Брюллова
Причина такого решения понятна: полотно «Последний день Помпеи» отреставрировали в прошлом году, и транспортировать его было нежелательно. А без этой картины выставка была бы неполной. Кроме того, высота потолка в залах Михайловского дворца позволила выставить часть огромного картона Брюллова к плафону Исаакиевского собора. «Святой Николай Мирликийский с ангелами», очевидно, не влез бы корпус Бенуа. Даже в нынешних условиях он стоит под углом и, как огромная скала, нависает над посетителями. Да и в конце концов, где еще выставлять Великого Карла, если не во дворце? Только там его живопись может зазвучать в полную мощь.
Вот только у залов Михайловского дворца есть и одна существенная проблема — отсутствие экспозиционного света. И, к сожалению, в рамках выставки этот недостаток не исправили. Из-за этого картины, расположенные на втором ярусе, почти невозможно рассмотреть: вместо полотен видно только отражения люстр. Впрочем, в самых больших залах с главными шедеврами эта проблема стоит не настолько остро.
монументальные полотна Брюллова
Так что решение пойти нестандартным путем и превратить залы Михайловского дворца в выставочное пространство выглядит оправданным. Только так музейные сотрудники могли продемонстрировать масштаб коллекции. Хотя, конечно, у всего есть свои нюансы.

Логика и архитектура выставки

Выставка, как следует из названия, полностью посвящена творчеству Брюллова. В таких случаях организаторы обычно придерживаются одного из двух подходов: хронологического или тематического. В особенно талантливо сделанных выставках эти два варианта чаще всего совмещаются. Именно так была построена выставка Ильи Репина в том же самом Русском музее несколько лет назад. Разбивка на темы помогает зрителю не потеряться в разнообразии сюжетов и не терять логику повествования. А хронология помогает проследить развитие художественного метода мастера.
Кураторы выставки «Великий Карл» решили придерживаться хронологического принципа и практически не использовать тематический. С одной стороны, это логично. Жизненный путь Брюллова действительно можно разделить на четыре основных этапа: учеба в Академии художеств, итальянский период, возвращение в Петербург и второй отъезд в Италию в последние годы жизни. Вот только в каждом из этих периодов мастер работал с очень разными темами. Брюллов обращался и к историческим сюжетам, и к религиозным, писал многочисленные заказные портреты и даже выполнял небольшие работы бытового жанра. Из-за этого многие зрители на выставке терялись. Было заметно, что они переходят от одной картины к другой и не понимают, какой вывод сделать из увиденного.
Дизайнером экспозиции стал петербургский архитектор Андрей Воронов. Ядром творчества этого архитектора всегда была мощная концептуальность, образность и театральность. Это человек, который не просто создает дизайн пространства, а преобразует его под конкретную задачу. И иногда весьма радикально. Вероятно, именно поэтому мы видим такую работу с залом, в котором выставлен «Последний день Помпеи».
Реклама приложения Правое полушарие интроверта
Первый раз мы видим картину еще из предыдущего зала, когда огромный холст показывается в дверном проеме. К полотну ведет огромный пандус, который устроен таким образом, чтобы мы достаточно долго шли к главному шедевру Брюллова. И, что немаловажно, фокусировались только на горящих Помпеях и не отвлекались на картины слева и справа.
Можно предположить, что Воронов как бы предлагает нам взойти на театральные подмостки вместе с Карлом. Ведь именно эта картина вывела его на большую художественную сцену. А может, так архитектор хотел усилить восторг зрителя, заставить его предвкушать встречу с шедевром. И это работает: с каждым шагом, ведущим к картине, ожидание встречи с Великим становится все сильнее, как будто мы движемся к чему-то сакральному. Если бы не одно «но». Цвет пандуса и пола.
Цвет пандуса и пола выставки
Абсолютно современный, синтетический, яркий цвет между оттенком морской волны и знаменитым тиффани. Цвет, который спорит и с архитектурой дворца, и с работами Брюллова. Возможно, так архитектор хотел освежить экспозицию. Или полностью изменить облик дворца и убрать противоречие между местом для постоянной экспозиции и выставкой-блокбастером. Или показать, что Брюллов — мастер вне времени и может хорошо смотреться в любом оформлении. В любом случае, публика к цветовому решению отнеслась неоднозначно. Мы же считаем, что это точно стоит увидеть вживую и сформировать собственное мнение.
Кстати, заметим: поднятый уровень пола заметно улучшил ситуацию с освещением. Картины в таких залах бликуют не так сильно. Кроме того, в зале с «Николаем Мирликийским» пандус оказался буквально необходим, чтобы рассмотреть такое огромное полотно. Но такой пол очень забавно взаимодействует с архитектурой дворца. Кажется, будто дверные проемы, порталы и статуи-кариатиды утонули в бирюзовой воде. Так что впечатления от архитектуры выставки остаются смешанные.

Коллекция

А вот что без всяких оговорок достойно похвал — это собрание произведений, представленное на выставке. Кураторам удалось собрать более 300 лучших работ Брюллова. В их числе экспонаты из коллекции Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и других музеев России и Беларуси. Так что собрание, представленное на выставке, без преувеличения можно назвать самым полным из возможных.
Тот самый «Последний день Помпеи» выглядит особенно впечатляюще из-за того, что прошлогодняя реставрация открыла потемневшие слои лака и старые записи. Картина выглядит так, будто ее на машине времени перенесли прямо из XIX века. И это производит очень глубокое впечатление. Красный цвет, который теперь стал особенно ярким, передает заложенный художником страх от абсолютной безысходности приближающейся трагедии.
Помимо большого числа живописных произведений, широко представлена и графика Брюллова. Ее собрали в небольшой галерее между двумя крупными залами. И, кстати, освещение там замечательное и позволяет действительно хорошо рассмотреть, насколько талантливо мастер владел рисунком.
Графика Брюллова
Отдельного внимания заслуживает зал с набросками к росписям Исаакиевского собора. Огромные листы с эскизами для барабана купола собора занимают практически всю высоту стены. В таком масштабе особенно выразительной выглядит работа Брюллова с линией: точная, острая и очень экспрессивная. Становится отчетливо видно, что вся та сила и страсть, которую еще молодой Брюллов вложил в «Последний день Помпеи», никуда не пропала. Напротив, она стала только более зрелой и осмысленной. Пожалуй, это самое мощное по воздействию на зрителя пространство. В нем можно испытать по-настоящему сильное переживание от искусства. И, кстати, аскетичные, лишенные цвета, мощные и действительно вневременные произведения чудесно сочетаются с тем самым цветом тиффани.
Последний зал выставки занимают всего две работы — «Христос во гробе» и «Христос Воскресший». Первая их них — картина-сенсация, которая долгое время считалась утраченной. В начале 2000-х годов ее обнаружили в коллекции Александра Певзнера. После визита коллекционера в Россию на него возбудили уголовное дело о контрабанде и конфисковали полотно. Так, после долгих судебных тяжб она оказалась в коллекции Русского музея и сейчас, наконец, показалась перед публикой.
Христос во гробе и Христос Воскресший
Картина написана в технике «транспарент», то есть «живопись на просвет». Такие работы пишут на тонком холсте, вставляют в специальный стеклянный кейс и подсвечивают с обратной стороны. Картины в этой технике требуют экспонирования в полутьме. Из-за этого возникает удивительный эффект: кажется, что живопись светится изнутри. А в сочетании с религиозным сюжетом такое решение выглядит еще более впечатляюще.
Напротив этой картины висит полотно «Христос Воскресший». И из-за особенностей освещения и наличия того самого стеклянного кейса создается достаточно глубокая по смыслу иллюзия. Если посмотреть на «Христа во гробе», в центре композиции можно увидеть отражение Воскресшего Христа. Он буквально становится частью картины о собственной смерти. Сложно сказать, случайный ли это символизм или осознанное решение кураторов, но вышло удивительно удачно и осмысленно. Красота тонкой живописи, хорошее композиционное решение, подчеркнутое небольшим размером зала и его таинственным полумраком — все это производит глубокое впечатление на зрителя. И за этим точно стоит прийти на выставку.
Так что в итоге, стоит ли идти на выставку? Конечно, стоит. И вот три главные причины:
  1. Познакомиться с максимально полным собранием Брюллова. Сложно сказать, когда еще мы сможем увидеть так много шедевров Великого Карла в едином пространстве. Конечно, весной выставка отправится в Третьяковскую галерею, но кто знает, все ли работы там удастся показать.
  2. Увидеть «Последний день Помпеи» в обновленном цвете. Если ты знакомился с картиной раньше, стоит точно обновить впечатления.
  3. Впечатлиться тем, как выставлен «Христос во гробе». После выставки в Москве работа уедет на длительную реставрацию, и неизвестно, когда еще представится возможность ее увидеть.
Реклама приложения Правое полушарие интроверта
ИСКУССТВО ЖИВОПИСЬ МНЕНИЕ Избранные статьи