Японский режиссер Акира Куросава (1910–1998) остается одним из главных лиц японского кинематографа. В статье рассказываем о «Семи самураях» (1954) — его культовом фильме в жанре дзидайгэки.
Сюжетная линия
Небольшой японская деревня, которую осаждают разбойники. Жители живут в постоянном страхе: у них отбирают большую часть урожая, оставляя крестьян голодать. В отчаянии деревенские старейшины решают нанять самураев, чтобы защитить свои земли и семьи.
Несколько крестьян отправляются в город в поисках самураев, которые согласятся работать за еду. Им удается убедить Симаду Камбэя, опытного и благородного ронина (самурая без господина) помочь им. Камбэй понимает: перед ним нелегкая задача, и для нее потребуется помощь других самураев. Набирается команда из семи отважных героев: Камбэя, Горобэя, Кацусиро, Ситиродзи, Хэйхати, Кюдзо и Кикутиё.
Каждый из этих самураев привносит что-то свое в группу, и их взаимодействие становится основой для глубокой и эмоциональной истории. Камбэй — мудрый и опытный лидер, Кикутиё — комичный и грубоватый воином, крестьянин в прошлом.
После прибытия в деревню, самураи начинают подготовку к обороне. Они обучают крестьян основам самозащиты, строят укрепления и разрабатывают стратегию битвы. Между самураями и крестьянами возникают сложные отношения, наполненные взаимным уважением и недоверием, но вскоре они перерастают в крепкую дружбу.
Наконец, разбойники нападают, и начинается ожесточенная битва. Несмотря на превосходящие силы врага, самураи и крестьяне сражаются храбро и самоотверженно. Фильм показывает не только физическую борьбу, но и моральные и эмоциональные испытания, которые проходят герои. В ходе битвы несколько самураев гибнут, но их жертва не напрасна: деревня спасена.
Фильм заканчивается сценой, в которой оставшиеся в живых самураи стоят у могил погибших товарищей. Камбэй произносит горькие слова: «По-моему, мы все таки проиграли. Крестьяне победители, а не мы. Не мы».
Особенности кинокартины
Фильм «Семь самураев» переосмыслил жанр самурайского кино. Акира Куросава вдохновлялся вестернами Джона Форда, которым придал японский колорит. Отличительными чертами этого фильма являются сложные композиции, а также немного театральное и статичное положение актеров в кадре. Это молчаливое кино без большого количества диалогов. Кстати, к такому приему обращался современный корейский режиссер Ким Ки Дук. Для того, чтобы продемонстрировать стремительные движения самураев в кадре Акира Куросава использовал операторский прием «рапид» — ускоренная съемка.
Одну из главных ролей сыграл любимый актер создателя — Тосиро Муфунэ, который создал себе амплуа самурая в мировом кино. Музыку к фильму написал Фумио Хаясака. В основу легло произведение для оркестра «Болеро» французского композитора Мориса Равеля. Так что корни у «Семи самураев» все же европейские. После выхода фильма центральная музыкальная композиции стала вдохновением для знаменитого саундтрека к фильму «Хороший, плохой, злой».
«Семь самураев» — это не просто история о битве, но и глубокое исследование человеческой природы, чести, храбрости и коллективного духа. Фильм Куросавы оказал огромное влияние на мировое кино и остается одним из величайших фильмов всех времен.
Итак, теперь ты знаешь, что:
- Фильм «Семь самураев» переосмыслил жанр самурайского кино. Он был снят в жанре дзидайгэки
- В нем рассказывается история о японской деревушке XVI века, которую разграбляют мародеры. Крестьяне нанимают для защиты деревни семерых самураев, которые сплачивают раздробленных селян и помогают им справиться с разбойниками
- Отличительными чертами этого фильма являются сложные композиции, а также немного театральное и статичное положение актеров в кадре