Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Что такое стихотворный размер и каким он бывает

В поэтическом тексте может быть рифма, тропы, лирический герой и… стихотворный размер. Вроде бы с размерами всегда было просто — большой, маленький средний. Но стихотворный размер надо высчитывать, и он зависит от ударения. Казалось бы, как всё это связано? Почему размер не виден сразу и как тогда его определять? Попробуем разобраться.

Время чтения: 2 минуты
Приложение для саморазвития. Скачать

Что такое размер и что он определяет

Все сложности с определение размера объясняются природой стихов как литературной формы. Они сильно отличаются от прозы, ведь возникли из музыки. Как и песня, стих существует в пространстве (на листе бумаги) и во времени (в звуках, когда мы читаем вслух). Он написан для того, чтобы звучать. Выходит, положение во времени наиболее важно.
Насколько долго тянутся определённые звуки, как они чередуются между собой, сложный ли ритмический рисунок — все эти ответы кроются в стихотворном размере. Стихотворный размер — это способ звуковой организации стиха. А если проще: это порядок чередования ударных (длинных) и безударных (кратких) слогов.

Классификация стихотворных размеров

Чтобы выявить стихотворный размер, надо знать две вещи: стопу и метр.
Метр — это сам ритмический рисунок, то, как сочетаются между собой ударные и безударные слоги. Например: безударный — безударный и ударный, безударный — безударный и ударный. Это повторяющееся сочетание и есть метр.
Стопа — это то количество раз, сколько метр повторяется за одну строку. Например: безударный — безударный и ударный, безударный — безударный и ударный, безударный — безударный и ударный. Всего три раза. А значит такой стих мы назовём трёхстопным.
Чтобы определить размер, его необходимо проскандировать: так вы услышите ритмические ударения и сможете посчитать их количество в каждой строке. Нужно поймать общий ритм стиха, не обращая внимания на ударения в словах.
Вот литературный пример от А. Блока:
«Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных (3)
РоковАя о гИбели вЕсть. (3)
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных, (3)
ПоругАние счАстия Есть» (3)

Двусложные и трёхсложные стихотворные размеры

С метром немного сложнее. Ведь не все они состоят из равного количества слогов. Есть двухсложные (из двух слогов) и трёхсложные (из трёх слогов).
Двусложных два. Первый вариант называется хореем, второй — ямбом. Запомнить можно так: буква «я» — последняя в алфавите, так что и ударение в ямбе на последний слог. А у хорея, наоборот, ударный первый слог.
Так звучит пятистопный хорей:
«ВЫхо/жУ о/дИн я/ нА до/рОгу/
СквОзь ту/мАн крем/нИстый/ пУть блес/тИт…/»
А так — четырёхстопный ямб:
«По дО/му брО/дит прИ/видЕ/нье
Весь дЕ/нь шагИ/ над гО/ловОй /…»
Трёхсложные размеры — это дактиль, амфибрахий и анапест. В дактиле, как и в самом слове «дАктиль» ударение на первый слог. В амфибрахии — а с греческого это означает «с двух сторон» — на второй. Ну а в анапесте — на третий.
Дактиль по ритму и звучанию похож на вальс. Им написаны «Тучки» Лермонтова:
«ТУчки не/бЕсные/ вЕчные/ стрАнники/!
CтЕпью ла/зУрною/, цЕпью жем/чУжною/…»
Но Лермонтов может показать нам и что такое амфибрахий:
«На сЕве/ре дИком/ стоИт о/динОко
На гОлой/ вершИне/ сосНа…»
А так звучит трёхстопный анапест:
«Есть в напЕ/вах твоИх/ сокровЕн/ных
РоковА/я о гИ/бели вЕсть/
Есть проклЯть/е завЕ/тов свящЕн/ных
ПоругА/ния счАс/тие Есть/…»

Зачем определять стихотворный размер

Стихотворный размер — это такое же художественное средство, как эпитет или метафора. Ритм помогает поэтам создать определённое настроение, заострить нужную эмоцию.
Да и сложно это только на первый взгляд. Со временем вы сможете на слух определять размер стихотворения.
Стихосложение совмещает в себе музыку (ритм, поэтику, звучание) и математику (всё это можно измерить и классифицировать). Поэтому в поэтических произведения интересно не только что написано, но и как.

Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: как в ней разобраться
Об одном из самых известных шедевров русской литературы смотрите видео нашего проекта:
ЛИТЕРАТУРА