Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник»: как в ней разобраться

«Медный всадник» стал основой «петербургского текста» — совокупности семантически связанных текстов; они объединены тематикой, проблематикой, образами, художественным языком и местом действия — особым пространством, существующим по своим законам. Эта традиция затем продолжилась в произведениях Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, поэтов и прозаиков Серебряного века, например А. Блока, А. Белого, О. Мандельштама, А. Ахматовой, а также в произведениях конца XX века, например в романе А. Битова «Пушкинский дом». В этой статье последовательно проанализируем начало «петербургского текста» — поэму «Медный всадник».

Время чтения: 2 минуты

История публикации

В поэме «Медный всадник» центром является конфликт между «бедным» Евгением, маленьким человеком, и Медным всадником, символом государства. Написана она в 1833 году, однако при жизни Пушкин смог опубликовать только отрывок из вступления, не допустил её к печати личный цензор поэта, император Всероссийский Николай I. Лишь в 1904 году поэма была опубликована без купюр.

Вступление

Начало имеет одический, возвышенный характер:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.

Однако к концу начинает преобладать личная интонация:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит…
Филолог Б. М. Гаспаров в книге «Поэтический язык Пушкина как факт истории русского литературного языка» сравнивал создание Петербурга с сотворением «божественного космоса» в начале Ветхого Завета в Книге Бытия, а самого реформатора Петра I с апостолом Петром. Имя Пётр означает «камень». Гранит символизирует мощь и стойкость — качества, которыми обладал император и которыми обладает государство.

Часть первая

В первой части мы знакомимся с Евгением. Перед нами «маленький человек», который сетует на своё положение. Его мечты просты: он хочет женитьбе на Параше, живущей в домике недалеко от реки, продвинуться по службе и обрести покой.
Но этим мечтам сбыться не суждено — случилось наводнение. Город погружается в хаос. Описание природного бедствия пропитано ужасом, страхом, беспомощностью, оно похоже на рассказ о бое: «Погода пуще свирепела, / Нева вздувалась и ревела», «Осада! приступ! злые волны, / Как воры, лезут в окна», «Гроба с размытого кладбища / Плывут по улицам!».
Природа беспощадно уничтожила всё, что встало на её пути, и то, что было так дорого Евгению. Повиснув на каменном льве, герой видит как вода приближается к ветхому дому возлюбленной. Евгений замирает, а рядом с ним возвышается над затопленным городом «кумир на бронзовом коне».

Часть вторая

Но вода отступает и первое, что делает Евгений, — отправляется с перевозчиком узнать, что случилось с домом Параши. Герой пытается найти её дом, но тщетно: на том месте, где он должен стоять, была лишь пустота. Увиденное свело его с ума: «Толкует громко сам с собою — / И вдруг, ударя в лоб рукою, / Захохотал».
Тем временем город оправляется после наводнения. Жизнь возвращается в привычное русло и создаётся впечатление, будто ничего не произошло: чиновники снова идут на службу, а торговцы вновь открывают лавки.
Лишь Евгений так и не смог оправиться от удара: «безумец бедный» оставляет свой дом, перестаёт ходить на службу, спит на пристани, питается тем, что подадут, а дети ему в спину бросают камни. «И так он свой несчастный век / Влачил, ни зверь ни человек».
Однажды, проходя мимо памятника императору, «прояснились в нём страшно мысли»: он вспомнил о потопе, о погубленной жизни и о счастье, которое так и не случилось. Евгений вдруг осознал, кто виноват в произошедшем, и всю свою злость он обратил к Медному всаднику: «”Добро, строитель чудотворный! — / Шепнул он, злобно задрожав, — / Ужо тебе!..”». «Ужо тебе» — это просторечное выражение, которое означает угрозу и месть. Так, «маленький человек» осмелился напугать Медного всадника, восстать против власти и силы.
Евгению вдруг показалось, что «горделивый истукан» бежит за ним, везде ему слышится топот копыт. Безумство доходит до крайней точки. Герой, мечтавший о «приюте смиренном и простом», найден мёртвым на острове, куда водой занесло обломки дома Параши.
Трагедия Евгения для Петербурга и империи осталась незамеченной. Его страдания и смерть Параши не стоят ничего, ведь они — «маленькие люди», которые на общем фоне незаметны. «Ужо тебе», обращённое Медному всаднику, — это бунт «маленького человека» против государства, для которого безразлична частная жизнь.
В конфликте человека и империи первым всегда умирает сочувствие, а после погибает попранный человек. Государство же непоколебимо стоит дальше.

Вы не учили стихи с пятого класса, но уже в вузе русская поэзия снова вас настигла? Получите пятерку за любой тест с саммари «История русской поэзии». А промокод BLOG30 даст вам бесплатный доступ ко всем саммари на целый месяц!
Нравится читать о литературе? Ещё больше интересного в нашей статье:
Главные романы Ф. М. Достоевского
ЛИТЕРАТУРА