ЖИВОПИСЬ

Разбор картины. Загадка от Караваджо

Автор: Нэлли Кундрюкова
24 сентября 2019
Мнение «Правого полушария Интроверта»
Время чтения - 3 минуты
«Призвание апостола Матфея» Караваджо – одна из самых неоднозначных картин в истории искусства.
В книгах разных авторов вы найдете полярные толкования того, кто же здесь главная фигура, причем все эти версии одинаково убедительны и имеют примерно одинаковое количество сторонников. Давайте посмотрим, в чем же главная загадка, оставленная здесь Караваджо.
Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599
История создания
Караваджо написал эту картину для капеллы Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези в 1600 г. Полотно составляет часть триптиха о Матфее (рис.3): две другие картины – «Мученичество» и «Святой Матфей и ангел» (вторая ее версия, т.к. первую отвергли как неподобающую).
Сюжет картины
Мы видим компанию людей: мытаря, его помощника и охранников – модно одетых молодых людей, с шпагами за поясом. Идет кропотливый подсчет денег. И вдруг в эту сцену врываются двое: Иисус властным жестом указывает на Матфея, ему вторит Петр. «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: следуй за Мною» (Мф. 17:9).

Определить Иисуса несложно: его жест художник заимствовал у «Сотворения Адама» Микеланджело. Иисус ждать не намерен: выбрав Матфея, он уже разворачивается, чтобы уйти. Так мы понимаем, что картина нам показывает тот напряженный миг, когда Матфей, услышав свое имя, колеблется, прежде чем решительно встать и идти за своим пророком.
Микеланджело. Сотворение Адама (Фрагмент), ок. 1511
Свет
Свет играет в этой картине огромную роль. Вы уже, наверное, заметили, что она довольно темная – картина создавалась для капеллы, где обычно царил полумрак. И этот драматичный луч, врывающийся в картину справа и делящий ее по диагонали, выглядит очень эффектно. Это не обычный свет: он нарушает будничность сцены и создает предчувствие чуда явления Иисуса. Это свет, который пронзает темную, неправедную жизнь мытаря Матфея.
…а кто Матфей?
Вот мы и подошли к главной загадке картины. Дело в том, мы точно не знаем.

Но есть 2 версии:
Матфей – это бородатый человек с беретом. Он дублирует жесты Иисуса и Петра и словно спрашивает с изумлением: «Кто, я?» Оно и неудивительно: как может Иисус призывать его, человека, погрязшего в грехе?

Матфей – молодой человек, считающий деньги. Вот как это можно объяснить: юноша, как главная фигура, сидит по центру стола на стуле с Х-образными ножками. Он считает деньги, и, скорее всего, их принес бородатый мужчина, который сильно удивляется выбору Иисуса. В левой руке юноша сжимает кошелек – классический атрибут Матфея в искусстве. Вся его фигура пронизана напряжением, и мы, зрители, ждем того момента, когда же он примет слова Христа и поднимет голову от своего занятия.
Конечно, очевидным выходом из ситуации может стать анализ других картин о Матфее, ведь должен на них быть изображен один и тот же человек! Но тут Караваджо старательно путает следы: где-то Матфей похож на человека в берете, но где-то и на юношу с монетами (обратите внимание на его характерный нос).

Интерпретация зависит только от вас.

А какая версия вам ближе?)
Больше полезных статей в нашей группе ВКонтакте
Если материал вам понравился, расскажите о нем друзьям. Спасибо!