Заказать звонок
Заказать обратный звонок
Оставьте заявку и мы перезвоним вам в ближайшее время
Журнал «Правого Полушария Интроверта»

Почему «Грозовой перевал» – роман об испепеляющей силе любви?


Многие полюбили роман Эмили Бронте «Грозовой перевал» после многочисленных экранизаций. Подобный интерес со стороны режиссеров и зрителей неудивителен, т.к. для мировой литературы это одно из тех произведений, которое притягивает своей таинственностью, мрачным готическим колоритом, глубиной и силой переживаний главных героев.

Однако ни один из фильмов не может передать не только всю сложность взаимоотношений между персонажами, но и необычность композиции этого романа. Одним из основных конфликтов, который до сих пор вызывает споры, является конфликт между Хитклифом и Кэтрин. На протяжении всего произведения Хитклиф мстит окружающим за свою несложившуюся жизнь, и мстить у него получается очень хорошо.
Но настолько ли этот роман о мести, как обычно думают?

Автор: Кирилл Сивков

История написания и колорит романа


Роман был издан еще при жизни Эмили Бронте, но стал знаменит только после ее смерти. По мнению Моэма, который уже при жизни стал живым классиком, ее роман входит в десятку лучших книг мировой литературы. Первая публикация состоялась за год до смерти Эмили в 1847 г.

И роман, и стихи писательницы имеют мрачный колорит, в них писательница мастерски описывает все те же вересковые пустоши Йоркшира и свои душевные переживания. Эмили всю жизнь провела в небольшом городке на окраине Западного Йоркшира, тяжело переживая смерть матери и двух старших сестер.

Эмили была самой замкнутой из сестер Бронте, и большую часть времени она проводила дома. Писательница прожила короткую жизнь, но при этом успела написать потрясающие стихи и роман-бестселлер. Умерла она в 30 лет.

Ранняя смерть от туберкулеза не была чем-то удивительным для тех мест, в которых жило семейство Бронте. Дольше всех прожила Шарлотта, умерев все от того же туберкулеза в 38. Поэтому частые смерти в «Грозовом перевале» не являются чем-то особенным для того времени. 

Эмили Бронте

Особенность композиции


«Грозовой перевал» – книга со сложной композицией. В ней очень интересно сочетаются несколько временных пластов. В самом начале нам сразу дается точная дата – 1801 год. Но это не дата начала повествования: всех героев мы видим уже под конец основных событий. То есть мы имеем дело с нелинейной композицией. Вспомним, как все начинается.

Мистер Локвуд, джентльмен из Лондона, приезжает в Мызу Скворцов. Хозяином этого поместья является некий мистер Хитклифф. Он живет неподалеку на т.н. «Грозовом Перевале». Его мы видим глазами рассказчика. Это очень неприятный человек, который даже не пытается соблюдать какие-либо внешние приличия.

Несмотря на неудачность первого знакомства, Локвуд приходит на Грозовой Перевал второй раз, и ему приходится там заночевать. Его отводят в таинственную комнату, подоконник которой исписан одним лишь именем – Кэтрин. Там же рассказчик находит ее дневники. Перед читателем разворачиваются события многолетней давности. Таким образом, перед нами еще один композиционный прием – рассказ в рассказе.

Все произведение построено на многоголосии. Читатель видит главных героев глазами разных людей. Основу произведения составляет рассказ старой служанки Нелли Дин. Мы имеем дело с мнениями людей из разных социальных слоев и поколений, т.е. повествование лишено объективности.

Еще одним значимым приемом является закольцованность композиции. Произведение начинается в 1801 г., а заканчивается в 1803, то есть устрашающее прошлое жителей Грозового Перевала обрамлено событиями современности. Это необходимо, чтобы усилить финальный эффект от изменений, которые произошли на Грозовом Перевале после смерти Хитклифа. 

"Грозовой перевал", 2009

Семья Эрншо и семья Линтонов


На протяжении всего произведения мы сталкиваемся с приемами сопоставления и противопоставления: жители Грозового Перевала воплощают собой культ чувств и эмоций; жители Мызы Скворцов – культ разума, образованности и хороших манер. На Грозовом Перевале живет семья Эрншо, в Мызе Скворцов – семья Линтонов.

История начинается с того, что однажды Эрншо по пути домой подбирает брошенного цыганенка, дает ему имя Хитклиф и воспитывает как собственного сына. При этом он не очень заботится о родном сыне Хиндли. Между детьми вспыхивают регулярные ссоры. Приемный ребенок чувствует ненадежность своего положения, он затравлен. Однако с дочкой Эрншо Кэтрин у него складываются хорошие отношения, и они влюбляются друг в друга.

Счастье, впрочем, длится недолго. Эрншо умирает, а его сын Хиндли делает из Хитклифа слугу. После этого ни о какой счастливой любви между ним и Кэтрин не может быть и речи. Девушка принимает решение выйти замуж за Эдгара Линтона из Мызы Скворцов. Ей кажется, что после замужества она сможет помочь Хитклифу. Но для него этот поступок является предательством, и молодой человек сбегает из Грозового Перевала. Он вернется через несколько лет. Мы не знаем, что именно произошло с Хитклифом, но возвращается он повзрослевшим, с прекрасной выправкой и манерами. И начинает мстить. 

"Грозовой перевал", 2011

Кэтрин и Хитклиф


Хитклиф – это, несомненно, герой байронического типа. Он горд, упрям, эмоционален и готов к преодолению любых трудностей ради достижения цели. Даже Нелли Дин отмечает, что никогда не видела ребенка, который бы настолько стоически терпел боль и не показывал, насколько ему действительно плохо. Стоит хотя бы представить, каково ему было стать обычным слугой и мириться с постоянной травлей. Он терпит свое унижение только по одной причине – из-за любви к Кэтрин.

Еще одним фактом, который моментально смещает акценты, является возраст героев: Кэтрин на момент помолвки с Эдгаром около 15 лет. Это значит, что и Хитклифу примерно так же. Когда мы читаем роман или смотрим экранизацию, то редко задумываемся над этим. То есть мы оцениваем поступки героев с позиции взрослых людей, однако в романе речь идет о подростках, которые к тому же формировались в очень изолированной среде. Поэтому неудивительно, что они совершают импульсивные поступки.

"Грозовой перевал", 1992

Поэтому утопическая идея Кэтрин о замужестве, которое спасет ее возлюбленного, – это идея девушки, которая еще ничего не знает о жизни. Ее преображение из дикарки в юную леди тоже вполне объяснимо: характер еще не сформировался, убеждения – тоже. Бегство Хитклифа будет для нее чудовищным потрясением: этого она никак не могла предугадать.

Хитклиф же на всю жизнь затаит обиду: трудно даже представить, какой путь ему пришлось пройти, чтобы стать достойным появляться в приличном обществе. Он вернется ради одной цели: отомстить. Так, например, он выигрывает в карты Грозовой Перевал у совершенно спившегося Хиндли, воспитывает его сына Гэртона как обыкновенного слугу, женится на сестре Эдгара Изабелле, чтобы отомстить ему за брак с Кэтрин и в итоге заполучить Мызу Скворцов.

Что интересно, образ Кэтрин – это тоже образ мстителя, то есть она является зеркальным отражением Хитклифа. Когда он женится на Изабелле, Кэтрин тоже начинает мстить: она перестает есть и клянется свести этим себя в могилу. Тем самым она хочет вызвать и в Хитклифе, и в Линтоне вечное чувство вины.

Таким образом, перед нами история об испепеляющем чувстве любви, которая, к сожалению, не могла осуществиться. То, что произошло, резюмирует Хитклиф в сцене встречи с умирающей Кэтрин:

Ты это заслужила. Ты меня любила – так какое же ты имела право оставить меня? Какое право – ответь! Не я разбил твое сердце – его разбила ты, и, разбив его, разбила и мое.

Эдгар и Кэтрин ("Грозовой перевал", 2009)

Однако Бронте не оставляет своего читателя на пепелище чувств. Финал романа дает надежду. Дочь Кэтрин, которую зовут так же, как и ее мать, влюбляется в Гэртона, сына Хиндли, которого Хитклиф воспитал как слугу: тот не умеет читать, не обладает изяществом манер, плохо одевается. Однако молодым людям удается преодолеть то неравенство, которое не смогли преодолеть старшая Кэтрин и Хитклиф.

Роман Бронте – это сложное многоуровневое произведение. В нем нет ни положительных, ни отрицательных героев. Все персонажи сложны, многогранны и противоречивы. Писательница показала нам, как сильное чувство способно единожды завладеть человеком и не успокоиться в нем до самой его смерти.

 «Грозовой перевал» – история даже сильнее, чем «Ромео и Джульетта». Если вы любите загадки, интригующий закрученный сюжет, вписанный в готический колорит, то этот роман точно стоит вашего внимания. О других важнейших сюжетах в истории литературы мы рассказываем на курсе «История европейской литературы». За 12 часов вы изучите все важнейшие произведения – от Гомера до Умберто Эко!  

Подписывайтесь на наши соцсети. Там еще больше статей! 
Instagram | VK |Facebook|YouTube|Сайт
ЛИТЕРАТУРА